18/04/2006, Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №6 от 28 марта 2006 года.
Легализация деятельности — это не только полная уплата налогов. Гораздо важнее… создать о себе мнение как о «белой» компании. Распространяйте о себе хорошие слухи! Со временем источник забудется, а информация останется. Жаль только, у «обеляющихся» компаний масса других проблем.
Процесс «обеления» бизнеса можно разделить на два взаимосвязанных потока — внутренний и внешний. Внутренний подразумевает претворение в жизнь ряда мер, меняющих бизнес-процессы самого предприятия. Внешний — означает необходимость осуществлять комплекс действий, выходящих за рамки компании и касающихся общественности, государственных и муниципальных структур.
Whitewash1
— Первый шаг на пути вывода любой компании «из тени» — правильная информационная политика. Возможность манипулирования общественным мнением давно уже не является секретом. Ведь основа «обеления» может заключаться не в действительном построении стопроцентно «белых» схем работы, а в необходимости убедить общественность в их наличии, — говорит Андрей Пушкин, генеральный директор консалтинговой группы «Тензор».
«Информационные» действия могут быть проведены самой фирмой, однако крупной компании, скорее всего, придется привлечь внешних специалистов: своими силами создать положительную репутацию не так–то просто.
«Перекрашиванием» бизнеса обычно занимаются профессиональные PR–агентства. Минимальный бюджет PR–кампании, если речь идет о больших предприятиях, исчисляется сотнями тысяч долларов. Но здесь важно не столько заплатить деньги, сколько выбрать правильную стратегию, ведь любые проблемы известной фирмы активно освещаются в СМИ и становятся достоянием тысяч людей, чье мнение как раз и формирует репутацию. Впрочем… порой российские предприятия не гнушаются попытками «обелить» себя путем очернения конкурентов.
— Это ошибочное направление. Проще и дешевле создать имя и репутацию собственной компании, чем разрушить положительный имидж соперника. Очень сложно и дорого позитивное общественное мнение поменять на противоположное, — отмечает Ольга Климова, специалист PR-агентства «Технологии–AS».
Главное в правильной PR–кампании — системность действий. Положительной информации о предприятии в СМИ должно быть довольно много, но она не должна создавать чувство нагромождения. Такой информационной политике способствует второй шаг — публичная позиция.
— Компании следует показать свое открытое по отношению к обществу лицо. Спонсорство социальных мероприятий, благотворительность, участие в значимых проектах и другие подобные действия помогают не только улучшить имидж предприятия, но и наладить взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. А это, в свою очередь, является залогом успешного развития бизнеса в регионе. Поддержка со стороны властей, административный ресурс являются надежным щитом для любой фирмы, — добавляет Андрей Пушкин, генеральный директор консалтинговой группы «Тензор».
Если предприятие прочно ассоциируется с большим количеством негатива, а его имидж нужно не просто исправлять, а менять целиком, могут быть использованы более радикальные меры — смена брэнда, присоединение к другой компании, изменения в руководстве или, как минимум, публичных фигур.
Следующим этапом на пути whitewash становится переход на цивилизованные рельсы в отношениях с проверяющими и контрольно–надзорными органами: антимонопольной службой, налоговой инспекцией, службами по финансовым рынкам, финансовому мониторингу и т. д. Речь в данном случае не идет о легендарных «пожарных и СЭС» — они выявляют мелкие нарушения, наличие или отсутствие которых к «обелению» компаний прямого отношения не имеют. Скорее, можно говорить о переходе к международным стандартам работы, открытости компаний и резком сокращении использования «серых» схем.
— Особо следует выделить отношения с налоговыми органами. Наибольшие затруднения у предприятий обычно возникают именно с ними. Момент ухода от «серых» и «черных» схем является для бизнеса критичным, так как многократно возрастают расходы и падает прибыль. Многим начинает казаться, что шансов выйти из тени практически нет. И ситуация тут не так проста, как кажется на первый взгляд. От «серых» схем налогообложения предприятия получают «серую» прибыль, которая идет не в бюджет компании, а оседает через ряд подставных фирм в карманах самих управленцев. У нас собственники и менеджеры не делают больших различий между кассой предприятия и личным карманом. Так что зачастую более правильным будет вести речь о снижении достатка самих менеджеров, а не рентабельности бизнеса как такового, — уверен Андрей Пушкин, генеральный директор консалтинговой группы «Тензор».
«Серые» компании боятся государства. Боятся конкурентов. Боятся всех, кто не связан с ними «кровными узами». Производственная база переведена на десятки подставных фирм, которыми «руководят» не менее подставные лица. Деньги спрятаны в зарубежных банках в оффшорных зонах… Решив «обелиться», такая компания вынуждена перестраивать всю структуру своего бизнеса. Построение единого центра, легально владеющего производственной базой, позволит создать благоприятный инвестиционный климат на предприятии. И, естественно, во главе такой компании должен стоять не номинальный директор, а реальный собственник или наемный менеджер, которому придется взвалить на себе еще и публичные, представительские функции.
Отдельный пункт плана «обеления» — изменение кадровой политики. Если сотрудники работали на предприятии нелегально, придется заключить с ними трудовые договоры, вести трудовые книжки, выплачивать реальную «белую» зарплату с уплатой всех необходимых налогов, наконец.
Руководители многих предприятий боятся «обеления» не столько из–за вероятной потери прибыли и возрастания налоговой нагрузки, сколько из–за возможности стать жертвой рейдеров — специалистов по недружественному поглощению. Дескать, «обеление» сыграет на руку захватчику. Однако это не так. Да, информации о компании, действительно, станет больше, и она будет открытой. Но уход компании с «теневого» рынка станет лучшей защитой от агрессора, поскольку все технологии силового захвата как раз и базируются на нарушениях в деятельности компании-жертвы.
Белым по черному
Переход компании на работу «по–белому», разумеется, потребует времени и усилий. Причем усилий не только руководства по созданию положительного имиджа фирмы в глазах общественности и государства, но и бухгалтеров, и привлеченных аудиторов, без которых, скорее всего, обойтись не удастся. По данным ФНС России, в 2005 году 97% выездных налоговых проверок закончились выявлением нарушений и последующими штрафами, что говорит о сложности налогового законодательства.
— В любом случае, начинать надо с вопросов планирования товарных и денежных потоков компании, применения системы бюджетирования и, как ее части, бюджета налоговых платежей. Необходимо разработать и внедрить серьезную систему налогового планирования, использующую все законные способы снижения налоговой нагрузки. Безусловно, это потребует дополнительных затрат и породит определенные проблемы. Однако возрастающее количество компаний, уходящих от незаконного ведения бизнеса, говорит о возможности решения всех возникающих проблем, — считает Сергей Данилин, начальник отдела аудита ООО «Столичный аудиторъ».
Есть мнение, что работать «в белую» если и возможно, то лишь крупным компаниям. Однако сегодня и малые компании находят варианты трудиться совершенно прозрачно. В чем же секрет?
— Сейчас государство позволяет даже небольшим компаниям работать, не прячась в тень. Главное — правильно выбрать систему налогообложения. Для меня важно моральное спокойствие, и лучше я буду платить свои шесть процентов с оборота, чем ожидать неблагоприятных налоговых последствий. Решение этих вопросов, как известно, от бизнеса надолго отвлекает. Так что, чем думать, как скрыть налоги и не пострадать, безопаснее заработать и заплатить государству то, что положено, — говорит Борис Мальцев, директор и владелец ООО «Клерк.ру».
Сложно. Хлопотно. Но — можно.