НИКОЛАЙ ФРЕЙТАК, компания AGA management.
Проведение налоговой реформы позволило снизить бремя обязательных платежей. Тем не менее налоговая нагрузка остается достаточно высокой и не обеспечивает выполнение стратегической задачи ускорения экономического роста. Аргумент, что ставки налогов в России ниже, чем в Европе и других развитых странах, не выдерживает серьезной критики.
Хотя бы потому что помимо собственно налогов российский бизнес вынужден платить и другие подати — чиновникам, деловым партнерам, авторитетным структурам и т. п. Такие неофициальные, но тем не менее обязательные платежи могут составлять до 40% от всего cash-flow компании. В такой ситуации ставки налога на прибыль в 24% и НДС в 18% при сравнении со ставками в европейских странах формально выглядят очень привлекательно. Но по существу спасают мало. Соответственно, по-прежнему актуальным остается применение налоговых решений, позволяющих снизить налоговую нагрузку.
В минувшем 2005 году и в начале 2006 года в налоговом законодательстве и правоприменительной практике произошли изменения, существенно повлиявшие не только на порядок исчисления налогов, но и на возможные модели налогового планирования.
Что осталось
Гарантийные платежи.
Многие иностранные производители устанавливают на свою продукцию гарантийный срок.
Гарантия обеспечивается производителями самостоятельно или при помощи своих официальных дистрибуторов.
Стоимость гарантии, как правило, изначально учитывается в цене товаров. Однако есть альтернативный вариант, при котором плата за гарантию взимается отдельно.
Например, на основании дистрибуторского соглашения российский покупатель перечисляет единовременно или периодически определенную сумму — плату за гарантию.
Встречным обязательством иностранного партнера является осуществление ремонта или замены неисправных товаров в течение срока гарантии.
Независимо от наличия соглашения об избежании двойного налогообложения такие выплаты не облагаются в России налогом на прибыль у источника. При этом российская компания учитывает гарантийные платежив качестве расхода.
Безусловно, величина платы за гарантию должна отвечать требованиям экономической оправданности. Ее точный размер необходимо устанавливать, исходя из конкретных условий взаимодействия между российской компанией и иностранным поставщиком.
Такой вариант налогового решения особенно актуален для российских предприятий, импортирующих в Россию продукцию, изготавливаемую под их контролем на производственных площадках за рубежом.
Транспортная компания.
Использование транспортной компании в качестве налогового решения актуально при осуществлении экспортно-импортных операций или транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых грузов.
Так, в рамках интермодальных или даже исключительно внутрироссийских перевозок контракт с зарубежным заказчиком может держать иностранная транспортная компания. Перевозка же груза по России осуществляется российской компанией на субподрядных началах. В результате часть прибыли от оказания транспортных услуг формируется в иностранной юрисдикции.
При планировании модели бизнеса с использованием иностранной транспортной компании необходимо учитывать основные налоговые последствия в России.
Лизинговые платежи.
Использование лизинговой компании является очень популярным налоговым решением для налога на прибыль и налога на имущество. Суть проста.
Российская компания получает в лизинг от иностранного лица оборудование (возможно как импортное, так и отечественного производства).
В таком случае не возникает налог на имущество (экономия 2,2% от стоимости техники).
А лизинговые платежи признаются расходом у налогоплательщика и не облагаются налогом у источника при их выплате иностранцу.
Что появилось
НИОКР.
С текущего года появилась возможность учитывать при налогообложении в полном объеме расходы на НИОКР, не давшие положительного результата. До 2006 года такие расходы учитывались в размере 70% от реально понесенных затрат. Срок списания расходов на НИОКР составляет три года.
Отметим, что к НИОКР помимо создания запатентованных изобретений относятся другие работы по совершенствованию технологий, испытанию образцов и т. п.
Безусловно, нововведение добавит хлопот налоговым органам, которые должны будут контролировать соответствие проведенных НИОКР целям и задачам бизнеса компании. Ведь, как известно, за подобными расходами нередко стоит желание сэкономить на налогах.
Но для добросовестных налогоплательщиков право на включение в себестоимость всей суммы оплаты по договорам на выполнение НИОКР является мерой налогового стимулирования инноваций.
Убытки.
С 2007 года убытки будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в полном объеме.
Эта льгота особенно актуальна для компаний, развивающих новые направления деятельности. Ведь вложения на первых этапах инвестиционного проекта, как правило, превышают доходы от бизнеса. В связи с этим возможность списывать убытки без ограничений является для инвесторов хорошей мерой налогового поощрения.
Однако компаниям, инвестирующим средства в текущем 2006 году, необходимо задать вопрос, позволят ли налоговые органы распространить новые правила на убытки прошлых лет. Или же действие льготы будет ограничено налоговиками только убытками, полученными начиная с 2007 года? Ведь в таком случае признание инвестиций 2006 года в качестве расходов может быть растянуто на несколько лет.
Безусловно, второй вариант является для налоговых органов более предпочтительным. И компании, которые попробуют списать на себестоимость весь отрицательный финансовый результат прошлых лет, скорее всего, будут вынуждены отстаивать свою правоту в суде.
Поэтому оптимальным вариантом является применение следующего налогового решения.
Инвесторам, вкладывающим деньги в текущем году, целесообразно воспользоваться принципом равномерного признания доходов и расходов. И оттянуть момент списания своих расходов на 2007 год. В таком случае вопрос о том, можно учесть убыток 2006 года в полной сумме или нет, станет менее актуальным.
Несомненно, для применения принципа равномерного признания доходов и расходов необходимо располагать определенными основаниями. Поэтому эффективность использования этого налогового решения зависит от конкретных условий инвестпроекта.
Скидки.
С 2006 года в НК РФ появилась прямая норма о том, что скидки являются расходами. До этого времени налоговые органы отказывали в таком праве. Скидки рассматривались ими как упрощение долга или безвозмездно переданное имущество. Соответственно покрывать их предлагалось за счет чистой прибыли.
Актуальность нововведения особенно оценят те компании, которые знают, что за скидками нередко скрывается плата покупателям за право «золотой полки», или согласие игроков на местных рынках продвигать товар.
Опасаясь претензий со стороны налоговых органов, налогоплательщики были вынуждены оформлять свою дань покупателям (иначе не назовешь) в виде платы по договорам маркетинга и т. п. Безусловно, появление прямой нормы закона позволит отказаться от ненужных договоров и снизить связанные с ними налоговые риски.
Что изменилось
Внесение имущества в уставный капитал.
В процессе реструктуризации или предпродажной подготовки бизнеса часто возникает необходимость освободить активы от накопленных их текущим держателем рисков.
Самым простым и широко применявшимся на практике механизмом решения этого вопроса было внесение имущества в уставный капитал вновь созданной компании.
После учреждения новой организации и передачи ей на баланс вклада имущество поступает в полное распоряжение нового собственника. При этом неурегулированные вопросы с кредиторами, налоговыми органами и т. п. остаются за учредителем.
Однако с этого года изменения в налогообложении могут снизить привлекательность этого инструмента. Главная причина заключается в необходимости восстановить и уплатить в бюджет НДС с остаточной стоимости основных средств.
К сожалению, прямых способов устранить возникшие затруднения найти невозможно.
Решение проблемы восстановления НДС, вероятнее всего, будет решаться исключительно в индивидуальных случаях, исходя из конкретных условий инвестиционной сделки.
Реализация акций.
Одним из самых распространенных способом продажи бизнеса является продажа акций компании.
При этом НК РФ установил специальныеправила ценообразования для акций непубличных компаний (то есть не обращающихся на фондовом рынке), а именно: их стоимость расчетным способом.
При этом до 2006 года НК РФ содержал упоминание о применении метода чистых активов. Однако налоговые органы возвели его в ранг приоритетного и применяли при проверке цены продажи акций.
В результате, если чистые активы компании в расчете на одну ее акцию превышали цену, указанную в договоре, то цена сделки признавалась заниженной. А налоговые органы смело производили доначисления.
Такой подход создавал участникам сделки серьезное препятствие для свободного формирования стоимости компании с учетом всех факторов, влияющих на ее бизнес.
К сожалению, арбитражные суды (включая ВАС РФ) поддерживали требования налоговиков. Поэтому поправки, вступившие в силу с 2006 года, можно расценить как весьма своевременную реакцию законодателя на нужды инвесторов.
В новой редакции НК РФ оценка акций по методу чистых активов заменена на оценку с привлечением оценщика.
Очевидно, что профессиональный оценщик при проведении экспертизы учтет все факторы и риски, влияющие на справедливую цену компании.
Лицензионные платежи.
Главным новшеством в использовании роялти в качестве налогового решения является необходимость уплаты НДС. Если до 2006 года этот вопрос НК РФ урегулирован не был, то в новой редакции закон прямо предусматривает уплату налога.
Однако необходимо учитывать, что российский лицензиат после перечисления НДС в бюджет получает право на его возмещение. То есть уменьшает сумму налога к уплате в следующем месяце.
Чего не стало
Лизинг или аренда имущества.
До 2006 года имущество, приобретенное для его последующей передачи в лизинг или аренду, не облагалось налогом на имущество. Основанием для применения налогового решения был тот факт, что активы для сдачи в аренду не признавались основными средствами, которые как раз и облагаются налогом на имущество. Пользуясь предоставленной законодательством возможностью, предприниматели приобретали активы на отдельное юридическое лицо, которое затем передавало их в аренду производственной (операционной) компании.
К сожалению, Минфин прикрыл активно применявшуюся схему, внеся необходимые изменения в правила бухгалтерского учета. С текущего года имущество, переданное в аренду (лизинг), включено в состав основных средств.
В качестве альтернативного варианта может использоваться закрепление имущества за иностранной организацией. К сожалению, равноценной заменой международный лизинг не является, в связи с чем в настоящий момент многие компании находятся в поиске дополнительных налоговых решений.
Что необходимо учитывать
Налоговые, таможенные, правоохранительные органы и ЦБ РФ не устают рапортовать о своих успехах в борьбе с уклонением от уплаты налогов, обналичиванием денежных средств и прочими явлениями российской деловой практики.
Как известно, лес рубят — щепки летят. Поэтому у представителей делового сообщества появляется осознание необходимости пересмотра старых схем работы и внедрения новых — более безопасных и, отчасти, престижных с точки зрения присутствия на конкурентном рынке.
Так, характерной тенденцией последнего времени стало стремление бизнеса провести постепенное замещение серого импорта на прямые контракты. Об этом публично заявили операторы рынка мобильных телефонов, автодилеры. Аналогичные мероприятия проводят и многие другие компании.
Преимуществом белых схем поставок импортных товаров является помимо снижения таможенных и налоговых рисков возможность повысить собственный статус и престиж марки на рынке.