Оксана Гончарова
Даже если вы не любите своих бывших однокурсников, поддерживать старые связи очень полезно. Это позволяет получать инсайдерскую информацию, измерять личный успех и находить новые деловые контакты.
Анатолий Журавлев, гендиректор архитектурно-строительной компании Rosenfield Holdings, закончил экономический факультет МГУ. Он говорит, что проводимые под эгидой клуба выпускников встречи дают возможность “узнать для себя много нового и полезного”. “Например, когда выступают "свои" чиновники, курирующие бизнес, о каких-то важных планах правительства узнаешь раньше конкурентов”, — радуется Журавлев. Два года назад на одной из таких встреч с участием выпускника экономфака — тогда еще депутата Госдумы — Михаила Задорнова обсуждался проект Жилищного кодекса, и Журавлев обратил внимание коллеги на то, что законодательство в этой сфере не соответствует рыночной ситуации, когда количество прописанных людей влияет на объемы предоставляемой жилплощади при отселении. После этого, говорит он, в законодательство были введены поправки, отменяющие это положение, — “думаю, не без влияния того разговора” .
Совместные мероприятия полезны для установления деловых контактов между бывшими однокашниками, так как “систематические встречи порождают доверие” и позволяют вовремя оказать друг другу помощь. “Ко мне очень часто обращаются с просьбой оценить степень окупаемости инвестиций”, — рассказывает Журавлев, добавив, что недавно таким образом он смог предостеречь своего коллегу-выпускника от рискованной сделки по покупке одного столичного объекта, тем самым сохранив ему почти $1 млн.
Тем не менее эксперты отмечают, что потенциал для установления контактов, который предполагают ассоциации выпускников, в России почти не используется. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, который также является членом клуба выпускников экономического факультета МГУ, отмечает, что в своем идеальном виде такие клубы существуют в Гарварде, где выпускники, занимая высокие посты в крупных корпорациях, не только помогают своим коллегам, но, внося “серьезные спонсорские взносы”, обеспечивают “славу и процветание” университета. И хотя в России клубное движение развито пока еще слабо, его значение в другом — в возможности интеллектуального общения людей одного круга, говорит он.
Однако не стоит воспринимать ассоциации выпускников как разновидность социального лифта. “Востребованность наших выпускников во власти нельзя объяснить корпоративной солидарностью и проявлением студенческого братства”, — говорит Анатолий Гребенщиков, заместитель декана юридического факультета Санкт-Петербургского университета, который закончили президент РФ Владимир Путин и первый зампред правительства РФ Дмитрий Медведев, возглавляющий ассоциацию выпускников факультета. “Если посмотреть на каждого из выпускников, то мы увидим яркую, неординарную личность, проявившую себя задолго до прихода на публичные должности”, — говорит Гребенщиков. По его словам, возможности сделать яркую карьеру на госслужбе выпускникам факультета всегда способствовала творческая атмосфера, попадая в которую студент формировался как личность, а потом “проявлялся при благоприятных обстоятельствах”.
Измерительная рубашка
Выпускники других вузов не боятся признать ценность контактов с коллегами-выпускниками. Глава российского представительства банка HSBC Private Banking Кирилл Вишневский, один из членов МГИМО-клуба, который был создан два года назад и сегодня объединяет полторы тысячи выпускников этого вуза, роль своего сообщества оценивает “очень высоко”: “Во-первых, я смог встретиться с друзьями, связь с которыми оборвалась со дня окончания института, и, во-вторых, — профессионально сблизиться с ними”.
Вишневский рассказывает, что в ходе недавнего знакомства с ведущим юристом юридической компании CWS Caneron McKenna обнаружилось, что он также является выпускником МГИМО, в результате совместные посещения мероприятий клуба и уже неформальное общение повлияли на то, что их деловые отношения стали более “доверительными”.
Другой член этого клуба, главный специалист департамента структурного реформирования Минтранса Юлия Осадчая, говорит, что подобные встречи способствуют “ощущению себя в карьере”: “Когда видишь, каких высот достигли твои коллеги, а диапазон отраслей, в которых они занимают ведущие позиции, колоссален, это придает тебе сил, желание двигаться дальше, принимать кардинальные решения в собственной профессиональной жизни”.
Путевка в жизнь
Впрочем, не все клубы ограничиваются работой по сплочению выпускников. Они могут помогать людям, недавно получившим диплом, с трудоустройством. Возникшая 14 лет назад ассоциация выпускников МГИМО до апреля 2004 г. существовала как организация для “поддержания товарищеских связей между выпускниками” вуза. Однако, изучив опыт западных коллег, руководство клуба решило также заняться поиском рабочих мест для своих подопечных. “Сейчас работа в этом направлении ведется в основном через выпускников вуза, HR-менеджеров различных компаний, которые периодически ищут персонал среди “своих”, — рассказывает директор ассоциации Андрей Стельмах. По его словам, сегодня в базе данных организации зарегистрировано 3070 человек (потенциальных соискателей вакансий) и те, кто находит работу с помощью сообщества, через 1,5 года после окончания института зарабатывают в качестве наемных менеджеров в среднем не менее $1000.
Впрочем, сами свежевыпущенные обладатели диплома этого института относятся к возможностям ассоциации выпускников скептически: “Если у человека к окончанию института нет никакой определенности, касающейся места будущей работы, то в такой ситуации, разумеется, все средства хороши. Можно купить газету "Из рук в руки", можно расклеивать объявления у бизнес-центров, можно обратиться в ассоциацию. Мне случаи трудоустройства этой организацией выпускников неизвестны”, — говорит Елена Першуткина, которая недавно закончила МГИМО и уже возглавляет собственное PR-агентство.
Кадровый резерв
Чуть менее категоричны по отношению к такого рода сообществам компании, которые занимаются трудоустройством профессионально. “В связи с ростом компаний растет дефицит кадров, и, чтобы закрывать вакансии, работодателям приходится выращивать собственные кадры и разрабатывать программы стажировок, — отмечает Елена Клековкина, руководитель отдела маркетинга компании "Анкор". — Для привлечения молодых специалистов наша компания, как и прямые работодатели, также использует клубы выпускников. Но следует иметь в виду — поскольку недавние выпускники не являются менеджерами среднего и высшего звена, на них "не охотятся", и, чтобы понравиться работодателю, они должны проявить собственную активность”. Со своей стороны, информируя выпускников о тех или иных вакансиях через сайты их клубов, мы также ждем от них живого участия в реализации своих карьерных амбиций, добавляет Клековкина.
А управляющий партнер компании Suvorova & Partners Executive Search Ольга Суворова отмечает, что взаимодействию рекрутинговых агентств и клубов мешает “отсутствие апробированных схем такого сотрудничества”. По ее словам, компания пыталась установить сотрудничество с рядом клубов, но столкнулась с двумя проблемами. “Далеко не во всех базах данных этих сообществ содержатся сведения о кандидатах, окончивших вуз, допустим, пять, а то и 10 лет назад, в то время как именно эти люди бывают в большей степени востребованы на рынке”, — рассказывает она. И другая немаловажная проблема — за некоторые услуги клуба, например за использование базы данных, мы готовы платить, но у клубов зачастую вообще отсутствует финансовая политика, добавляет Суворова.