Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-4395/05-С2 04.10.2005 г.
После того, как в апреле 2004 года Министерство труда неожиданно для многих отменило свое же Постановление «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников...» от 29.06.1994 № 51 (указанное Постановление, помимо прочего, устанавливало нормы и порядок выплаты надбавок за вахтовый метод работы), многие представители финансовых и налоговых органов сделали вывод, что с этого момента вахтовые надбавки должны включаться в налоговую базу единого социального налога.
С упорством, достойным иного применения, Минфин и ФНС поочередно обнародовали множество писем, так или иначе мотивирующих налогообложение злосчастных надбавок. Вот только неполный перечень результатов творчества контролирующих органов:
письмо Минфина РФ от 19.10.2004 № 03-05-01-04/48;
письмо Минфина РФ от 23.12.2004 № 03-05-01-04/121;
письмо ФНС РФ от 13.04.2005 № ГВ-6-05/295;
письмо Минфина РФ от 18.04.2005 № 03-05-02-04/69;
письмо ФНС РФ от 24.06.2005 № 05-1-03/590.
Следует отметить, что с течением времени аргументация фискалов несколько видоизменилась. Вначале основным доводов являлся тот факт, что в связи с отменой Постановления № 51 никаким другим законодательным актом порядок выплаты надбавок за вахтовый метод работы не предусмотрен. Затем кто-то вспомнил о существовании Постановления Госкомтруда СССР от 31.12.1987 № 794/33-82 «Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ». Поскольку изменить свою позицию – значило потерять лицо, финансисты указали, что пункт 5.6 названного Постановления не должен применяться, так как в нем сказано « Надбавка за вахтовый метод работы не облагается налогами », а порядок уплаты налогов в Российской Федерации определяется исключительно законодательством о налогах и сборах.
Аналогичной точки зрения придерживались и некоторые уважаемые бухгалтерские периодические издания («Налоговый учет для бухгалтера» - № 6, 2005, «Консультант бухгалтера» - № 4, 2005, «Новая бухгалтерия» - № 9, 2004 и другие). Справедливости ради следует указать, что в большинстве случаев авторы просто цитировали ненормативные документы ФНС и Минфина, не утруждая себя правовым анализом возникшей ситуации.
Между тем, отмена Постановления № 51 была не случайной. Издано оно было во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.02.1992 № 122 «О нормах возмещения командировочных расходов», которое было полностью отменено с 01.01.2003. Таким образом, Министерство труда лишь узаконило фактическую утрату силы своего нормативного акта. Но может ли рядовое постановление Минтруда внести глобальные изменения в налоговые правоотношения, тем более, что ни в Налоговый, ни в Трудовой кодексы изменения не вносились? Мы позволили себе усомниться в этом и поддержали в судебных органах строительную организацию, у которой расходы на выплату надбавок за вахтовый метод работы занимали весьма существенную часть бюджета.
Результат проделанной работы – Постановление ФАС Уральского округа от 04.10.2005 № Ф09-4395/05-С2, в котором арбитры полностью поддержали позицию налогоплательщика. Более того, сделанные в процессе арбитражного судопроизводства выводы позволяют освободить вахтовые надбавки от обложения не только ЕСН, но и обязательным пенсионным страхованием, а также НДФЛ. В соответствии с подпунктом 3 статьи 255 НК РФ указанные выплаты могут включаться в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль.
Чуть раньше аналогичное решение принял ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30.05.2005 № А05-26162/04-13.
В завершении следует только сказать, что редакция статьи 302 Трудового кодекса РФ, действующая с 01.01.2005, позволяет работодателю самостоятельно установить размер и порядок выплаты надбавок за вахтовый метод работы. Установленные надбавки полностью освобождаются от налогообложения ЕСН и НДФЛ.