Даже если вы вложили в свой бизнес душу, узнайте, сколько он стоит и как сделать его дороже. Может оказаться, что вырученных денег, помноженных на ваши опыт и знания, хватит на создание нескольких подобных компаний.
«Существуют два крайних случая отношения собственника к бизнесу:полное отстранение от управления (яркий пример – держатели акций) или совмещение функций владельца и управляющего в одном лице, – говорит исполнительный директор ЗАО «Решение» Владимир Сократилин. – Большинство ситуаций–промежуточные, они и определяют стратегию поведения собственника и его готовность расстаться с бизнесом. Причем со временем ситуация может меняться».
Зачем продается
«Сегодня некоторые бизнесмены вообще приобретают предприятия, чтобы их потом дороже продать. Это целый бизнес, в котором все зависит от умения владельца почувствовать недооцененность бизнеса и добиться повышения стоимости. Так, можно купить кафе, сделать в нем ремонт, провести рекламную кампанию, нанять хороший персонал, а затем продать его за большие деньги, – добавляет генеральный директор ООО «Бизнес-Брокер Консалтинг» Владимир Новиков. – На подобные проекты может уходить от полугода до нескольких лет. Причем это не означает, что предприятие продается затем по завышенной цене, ведь мы не заинтересованы разочаровывать покупателей».
Наконец, бизнес-брокеры рассказывают, что в последнее время к ним часто приходят заявки подобрать для приобретения, например, салон красоты или магазин в определенном районе. Причем, как говорят специалисты, собственники подходящих предприятий вполне спокойно реагируют на подобные предложения. Основная цель покупателей – купить действующую фирму для встраивания в собственную структуру,в такой ситуации собственник может выручить за бизнес вполне приличную сумму. «Рынок развивается, в Петербурге активно работают московские компании. Многие компании оптимизируют свою структуру. Может выясниться, что в холдинге не хватает, например, автотранспортного предприятия, – рассказывает г-н Новиков.–Тогда бизнес-брокеры по заявке потенциального покупателя изучат рынок и проведут переговоры». Кстати, специалисты отмечают, что на вырученные от продажи компании деньги часто приобретается другая фирма, то есть, говоря риэлтерским языком, сделка приобретает характер встречной покупки.
Как оценивается
Бизнес-брокеры оценивают не столько имущество продаваемого предприятия, сколько в целом его экономический потенциал, на который влияют также и деловые связи, рынки сбыта, персонал, репутация. «Мы работаем с компаниями, которые не являются публичными, поэтому практически не пересекаемся с инвестиционными компаниями, продающими и покупающими доли в крупных предприятиях. Это совершенно другой рынок»,–прокомментировал Владимир Новиков. Часто за продажу фирм берутся риэлтеры, но, как говорят бизнес-брокеры, им не всегда хватает знаний, чтобы правильно оценить компанию. Кроме того, риэлтеры часто пытаются заработать как на продавце, так и на покупателе бизнеса, что сильно усложняет процесс переговоров и может завести их в тупик.
Оплата услуг бизнес-брокера осуществляется продавцом, комиссия составляет 10%. Таким образом, покупатель ничего не переплачивает за компанию. Кроме того, бизнес-брокеры всегда готовы дать консультацию по повышению стоимости бизнеса (нередко бесплатно) или оценить его. Как сообщили в одной из компаний, специализирующейся на продаже готового бизнеса, «наши оценщики не используют рекомендованные Российским обществом оценщиков (РОО) тарифы, что позволяет снизить стоимость услуг по оценке (минимум $1000 против $2500, рекомендованных РОО)».
Независимо от того, как был приобретен бизнес (создан «с нуля» или куплен у предыдущего владельца), консультанты советуют регулярно интересоваться его стоимостью. Во-первых, рост стоимости–показатель эффективности управления. Во-вторых, в жизни могут меняться обстоятельства, и в условиях недостатка времени от подготовленности бизнеса к продаже зависит сумма, которую за него можно будет выручить. «Правда, некоторые собственники могут посчитать оценку, выданную специалистами, заниженной и стараются продать компанию дороже. В этом случае они должны быть готовы к отсрочке», – резюмировал Владимир Новиков.
Где гарантии
При продаже бизнеса необходимы гарантии для обеих сторон сделки. Бизнес-брокеры позволяют пройти всю процедуру купли-продажи правильно и без сюрпризов. «После того как фирма выставлена на продажу, мы ищем для нее покупателя. Даже если на фирму находится несколько желающих, аукцион мы не устраиваем,–говорит Максим Гудков, бизнес-брокер, сотрудник «Консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса».–Потенциальный покупатель заключает с нами и продавцом трехстороннее соглашение о намерениях и вносит задаток, как правило, это 10% стоимости фирмы (максимум–30%). Затем, когда все документы для переоформления фирмы на нового собственника подготовлены, покупатель резервирует оставшуюся сумму. После получения выписки из ЕГРЮЛ продавец получает деньги за проданный бизнес, а покупатель становится полноправным владельцем фирмы.
Интересная деталь: на рынке готового бизнеса нет случайных покупателей. Специалисты отмечают, что новички, не имеющие опыта работы в бизнесе, понимают ответственность и не рискуют начинать работать в действующем бизнесе. Даже если приобретается компания для жены или дочки, всегда есть кто-то старший (муж, отец), кто курирует бизнес.
«В среднем бизнес продается в течение шести месяцев, однако недавно у нас случилось неординарное событие – покупатель нашелся на следующий день после выхода объявления о продаже», – добавил г-н Гудков. В целом бизнес-брокеры отмечают, что рынок готового бизнеса растет большими темпами и ожидается, что скоро начнется волна экспансии питерского бизнеса в регионы.
ПОЧЕМУ ПРОДАЕТСЯ БИЗНЕС В ПЕТЕРБУРГЕ
ДЕНЬГИ-БИЗНЕС-ДЕНЬГИ
(5-10% случаев)
Бизнес создан или куплен специально для перепродажи. В Петербурге подобный подход широко применяется по отношению к салонам красоты, фитнес-клубам, небольшим бутикам по продаже одежды, шиномонтажным компаниям. Как правило, такой бизнес работает на первого собственника 2-3 месяца и затем продается. Сроки продажи минимальны, так как собственники отлично знают рынок, а их предприятия довольно ликвидны по цене, доходности и подстроены под целевую аудиторию.
НИЗКАЯ ДОХОДНОСТЬ
(70-80% случаев)
Низкая доходность бизнеса по мнению самого владельца, при этом бизнес вполне жизнеспособен. В данном случае продаются предприятия, чья эффективность нивелирована ценой. Например, если в бизнес вложено $100 тыс., а доход состовляет $22,5 тыс., то это не устраивает его собственника. Продается такой бизнес, как правило, за $35-40 тыс., и в этом случае для покупателя (нового собственника) указанный доход является адекватным вложенному капиталу. Сроки продажи такого бизнеса зависят от позиции продавцов. Если они воспринимают рекомендации бизнесброкеров и провели необходимые мероприятия по предпродажной подготовке - то не более 6 месяцев.
ДРУГАЯ ПРИЧИНА
(15-20% случаев)
Причины, характерные для развитых стран (смена вида деятельности; конфликт собственников; форс-мажорные обстоятельства в жизни собственника; переезд на другое место жительства; достижение пенсионного возраста). В подобных случаях консультанты могут предложить оптимальную схему перехода бизнеса в другие руки. При конфликте собственников разработанная специалистами схема позволяет вывести одного или нескольких владельцев из состава учредителей и максимально аккуратно решить вопросы перераспределения их долей между оставшимися собственниками. Сроки продажи зависят от ситуации. Как правило, вырученные деньги идут на покупку другого бизнеса или вкладываются в доходные активы.
Источник: экспертные оценки компании "Бизнес-брокер консалтинг" и консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса"