12/08/2005, Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия» специально для Клерк.Ру
Основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Это требует определенных затрат. Затраты на обслуживание (технический осмотр, уход и т. п.) и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) основных средств полностью включаются в состав расходов.
Это правило действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Пример 1
ЗАО «Актив» провело текущий ремонт станка. Расходы на ремонт составили:
– заработная плата рабочих – 1000 руб.;
– ЕСН, начисленный с заработной платы рабочих, – 260 руб.;
– стоимость деталей, необходимых для ремонта, – 1475 руб. (в том числе НДС – 225 руб.).
Бухгалтер «Актива» сделал проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
– 1000 руб. – списана на себестоимость заработная плата рабочих, проводивших ремонт;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 (69)
– 260 руб. – списан на себестоимость единый социальный налог;
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50
– 1475 руб. – выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты деталей;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71
– 1250 руб. (1475 – 225) – оприходованы детали, купленные для ремонта станка;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
– 225 руб. – учтен НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 225 руб. – принят НДС к вычету;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– 1250 руб. – списаны на себестоимость детали, использованные при ремонте станка.
На расходы по ремонту было списано 2510 руб. (1000 + 260 + 1250). Эта сумма полностью может быть учтена при налогообложении прибыли.
В системе налогового учета, рекомендованной инспекторами, есть специальный регистр по учету расходов на ремонт основных средств. Однако этот регистр использовать не обязательно. Дело в том, что такие расходы как в налоговом, так и в бухгалтерском учете отражают одинаково. Поэтому для расчета налогооблагаемой прибыли достаточно данных бухгалтерского учета.
Нужно ли платить НДС при ремонте зданий?
В некоторых ситуациях при ремонте основных средств (как правило, зданий или помещений) бухгалтер может столкнуться с рядом проблем.
Поддерживать помещение или здание в хорошем состоянии – удовольствие не из дешевых. Чтобы сэкономить, фирмы ремонтируют их своими силами. В таких ситуациях бухгалтеры задаются вопросом: платить НДС со стоимости ремонта или нет?
На этот вопрос Минфин дал официальный ответ (письмо от 5 ноября 2003 г. № 04-03-11/91). Позиция, изложенная в письме, выгодна организациям и, несомненно, пригодится им в суде при возникновении споров с налоговой инспекцией.
Вопрос в том, является ли текущий или капитальный ремонт строительно-монтажными работами. Если да, то фирма должна платить НДС (ст. 146 НК РФ). Если нет, объекта налогообложения не возникает. Однако, что считать строительно-монтажными работами, Налоговый кодекс «не знает».
Из опубликованного письма Минфина следует, что НДС на стоимость работ начисляется только в том случае, если они носят капитальный характер. А это происходит в двух случаях:
– возникло новое основное средство;
– увеличилась первоначальная стоимость отремонтированного основного средства (то есть, произошла достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация и т.п.).
В остальных случаях ремонт можно считать текущим. А расходы по нему НДС не облагаются.
Вот цитата из письма финансистов:
«По нашему мнению, строительно-монтажные работы для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.
В связи с этим работы некапитального характера по текущему ремонту производственного помещения к строительно-монтажным работам для целей НДС не относятся и, соответственно, объектом налогообложения не признаются».
Приведем дополнительные доводы по этому вопросу. Хоть определение строительно-монтажным работам в Налоговом кодексе и не дано, в нем есть статья «на все случаи жизни»: «…понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства…» (ст. 11 НК РФ). Это дает основание полагать, что если расшифровка СМР есть в других нормативных документах, то фактически она применяется и для исчисления налогов.
А такой документ есть. Это инструкция по заполнению статистических форм по капстроительству, утвержденная постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. № 123. Из нее вы сможете узнать, какие работы относят к строительно-монтажным, а какие – нет. Например, таковыми не являются работы по устранению повреждений оборудования (п. 4.3.7 инструкции). А значит, и НДС с их стоимости начислять не надо.
Пример 2
ООО «Пассив» собственными силами заменило входную дверь в офисе. Затраты на ее приобретение составили 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.). Поскольку такие работы не являются строительно-монтажными, НДС начислять не нужно.
Бухгалтер «Пассива» должен сделать в учете записи:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 5900 руб. – перечислены деньги поставщику;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 5000 руб. – оприходована дверь;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 900 руб. – учтен входной НДС;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
– 5000 руб. – стоимость двери учтена в затратах на ремонт;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 26
– 5000 руб. – списаны на себестоимость затраты на ремонт.
Как учесть ремонт автомобиля после ДТП ?
Не секрет, что автомобили ломаются часто. Чтобы автомобиль не простаивал, а приносил доход, его как можно быстрее ремонтируют. Если машина попала в ДТП, по закону сделать это должна виновная сторона. Вот тут и возникают первые трудности. Дело в том, что решить, кто прав, а кто виноват, должен суд, а его решения, как известно, не отличаются оперативностью. Обычно такие разбирательства длятся месяцами (иногда даже годами). Поэтому зачастую фирмы вынуждены восстанавливать автомобиль самостоятельно, даже если невиновность своего водителя очевидна.
В бухгалтерском учете такие затраты необходимо учитывать в составе чрезвычайных расходов (то есть по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»). Об этом говорит пункт 13 ПБУ «Расходы организации». Сумма затрат на ремонт машины уменьшает налогооблагаемую прибыль в обычном порядке.
Пример 3
В результате ДТП пострадали автомобили ЗАО «Актив» и гражданина Миронова С.И. Идет судебное разбирательство. Не дожидаясь решения суда, фирма отдала свой автомобиль в автосервис для ремонта. Стоимость ремонта – 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.).
Бухгалтер «Актива» сделал в учете записи:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 60
– 50 000 руб. – учтены расходы по ремонту автомобиля;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 9000 руб. – отражен НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 59 000 руб. – перечислены деньги автосервису;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 9000 руб. – принят НДС к вычету.
Сумма расходов на ремонт (50 000 руб.) уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы.
Чтобы у налоговой инспекции не возникло вопросов по поводу документального оформления расходов, при передаче машины в ремонт составьте акт по форме № ОС-3 (утвержден постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7).
Отметим, что его надо составить независимо от того, кто будет делать ремонт: сама фирма или сторонняя организация.