Анастасия Дагаева
Полина Михалева
Григорий Милов
Высшие посты в крупных американских и европейских акционерных компаниях иногда передаются по наследству. Даже если доля основателя относительно невелика, родственники все равно оказываются на высших постах. В России больше половины компаний можно назвать семейными, и поэтому передача власти по наследству станет вполне закономерной.
Джон Вард, профессор школы бизнеса Kellogg, изучает семейные компании более 30 лет. Он знаком со многими собственниками, которые планируют в будущем передать управление компанией в руки своих детей. Но на практике лишь 25-30% таких переходов проходят гладко, утверждает Вард.
Недавний переполох в News Corp лучшее тому подтверждение. Генеральный директор этой корпорации, 74-летний Руперт Мердок, готовил своего старшего сына Лохлана к управлению корпорацией. Но недавно Лохлан Мердок заявил, что уходит из News Corp и собирается работать в Австралии.
Возникает закономерный вопрос: почему руководящие посты в акционерных компаниях передаются по наследству от основателя компании к его детям и родственникам? Иногда ответ очевиден: семья контролирует компанию. Такова ситуация в ряде медийных компаниях, например Viacom, Cablevision Systems и Washington Post. Их акционеры “вынуждены принимать правила игры, по которым руководитель и владелец компании вправе передавать эстафету власти тому, кому пожелает”, говорит Томас Айзенман, профессор Гарвардской школы бизнеса.
Компания “Лебедянский” была создана в советское время как планово-убыточный производитель плодоовощных консервов. Николаю Борцову удалось превратить его в одного из лидеров отрасли, а затем приватизировать. В 1992 г. в компанию пришел работать его сын — Юрий Борцов. В 1993 г. он был назначен первым заместителем генерального директора. “У него не было багажа старого советского руководителя. Он умеет работать на перспективу” — так объясняет причину назначения сына Николай Борцов. В результате отец смог соcредоточиться на производстве, а сын занимался финансами, маркетингом, продажами “Мы часто спорили, но у нас получился хороший тандем”, — утверждает Николай Борцов. В 2003 г. Юрий Борцов был избран председателем совета директоров. Альтернативные кандидатуры не предлагались, утверждает Николай Борцов. На тот момент ему принадлежали 57% акций компании, а его сыну оставшиеся 43%. В марте 2005 г. компания успешно провела IPO, в ходе которого сумела привлечь $151 млн за 19,9% акций.
Но во многих крупных западных компаниях семьи не владеют контрольным пакетом акций. Мердоку принадлежит примерно 30% акций News Corp. Семья Якобс владеет менее чем 3% акций компании Qualcomm, но в ней на посту генерального директора Пол Якобс недавно сменил своего отца. В этом случае, говорит профессор Айзенман, “возникает логичный вопрос, является ли отпрыск благородного семейства основателей самым лучшим кандидатом на высокую должность?”
Достойный кандидат
Члены семьи все чаще вынуждены доказывать, что они достойны высоких постов, говорит Чарльз Элсон, специалист по корпоративному управлению в школе бизнеса Университета Делавэра.
Вот как это произошло в компании Qualcomm. Комитет совета директоров начал подыскивать смену 71-летнему Ирвину Якобсу еще три года назад. Марк Стерн, независимый директор, который возглавлял комитет, говорит, что тема семейственности обсуждалась так долго, что навязла у всех в зубах. Но потом, по словам Стерна, члены комитета пришли к выводу, что лучшим кандидатом станет сын Ирвина Якобса, 42-летний Пол Якобс. Они утверждают, что выбор пал на Пола Якобса вопреки его имени, а не благодаря ему. “На самом деле к Полу предъявляли более высокие требования, чем к другим кандидатам”, — говорит Марк Стерн.
Директора сети книжных магазинов Barnes & Noble исходили из тех же соображений, когда в 2002 г. решили, что Стивен Риджио сменит своего брата Леонарда на посту генерального директора. Еще подростком Стивен Риджио работал в одном из книжных магазинов сети, затем занимал посты в отделах маркетинга и продаж Barnes & Noble. Братьям Риджио принадлежит примерно 25% акций компании. Но Майкл Розен, партнер юридической компании Bryan Cave, который уже много лет входит в совет директоров Barnes & Noble, утверждает, что при выборе кандидатов они руководствовались не только количеством акций: “Совет директоров принял во внимание его заслуги, его карьерный путь и решил, что Стивен обладает достаточными навыками, чтобы управлять сетью”.
Раффи Амит, специалист по семейным компаниям бизнес-школы Wharton, недавно завершил исследование, которое длилось с 1994 по 2000 г. На основании изучения более 508 семейных компаний Раффи Амит пришел к выводу: “Часто после того, как власть переходит ко второму поколению, компания начинает рушиться”.
Но есть и обратные примеры. Крупнейший в США оператор кабельного телевидения Comcast динамично развивается под руководством семьи Робертс. Основатель компании, 85-летний Ральф Робертс, еще в начале 90-х передал большую часть полномочий своему сыну Брайену, который сейчас занимает пост генерального директора. Отец и сын хорошо ладят и занимают соседние кабинеты в офисе компании в Филадельфии.
Символ компании
В некоторых случаях компании, которыми последнее время управляли независимые директора, вернулись в лоно семьи. В Ford Motor представители семьи Форд не управляли компанией в 80-е и 90-е гг. прошлого века. Но в октябре 2001 г. совет директоров назначил Вильяма Клэя Форда, правнука основателя компании Генри Форда, генеральным директором Ford Motor. С 2001 г. Вильям Форд реформировал компанию, провел сокращение персонала и закрыл несколько заводов. В 2003 и 2004 гг. прибыли компании возросли, но в этом году вновь снизились.
Но есть и противоположные примеры. В прошлом году Леонардо Дель Веккио, основатель компании по производству оправ и очков Luxottica, которому принадлежит 69% акций компании, передал управление постороннему человеку, при том что его сын Клаудио Дель Веккио — опытный менеджер и руководит отделением компании Brooks Brothers в США.
В крупнейшем японском производителе автомобилей Toyota Motor роль семьи Тойода очень деликатная. Toyota, как и многие японские корпорации, уходит от традиций семейного бизнеса. Семье Тойода принадлежит менее 3% акций компании, но члены этой семьи, в том числе Акио Тойода, 48-летний внук основателя компании, занимают несколько ключевых постов. В июне он получил очередное повышение. Многие расценили этот шаг как возможную подготовку Акио Тойода к должности президента компании. Председатель совета директоров Хироши Окуда недавно заявил журналистам, что семья Тойода — это “символ и центр компании”, который мог бы объединить всех ее сотрудников. Затем он добавил, что компании “нужна сила, которая бы сплотила коллектив”.
Почти половину российских компаний можно назвать семейными, утверждает Антон Стороженко, партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Group. Акции этих компаний сосредоточены в руках основателя, который активно привлекает к оперативному управлению членов своей семьи. “Чаще всего функции топ-менеджмента выполняют сами же члены семьи”, — говорит он.
Вопрос передачи власти в российских семейных компаниях пока не слишком актуален, считает Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. “Их собственники еще достаточно молоды и полны сил, поэтому они сами занимаются как стратегическим, так и оперативным управлением”, — говорит он. По этой же причине основатели семейного бизнеса редко обращаются к хедхантерам. Шехтерман помнит лишь один случай, когда владелец региональной компании по производству продуктов питания (оборот свыше $70 млн) искал кандидата на пост генерального директора. Как рассказал Шехтерман, основатель компании передал управление бизнесом своему 30-летнему сыну, а сам занял пост председателя совета директоров. Однако через год он понял, что сын не справляется. Чтобы спасти бизнес, пришлось искать управленца на стороне. По словам Шехтермана, подыскать подходящего кандидата оказалось не так-то просто: “Мы подбирали человека, который бы устроил как отца, так и сына. При этом у каждого из них были свои требования к кандидату”. В конце концов такой менеджер был найден. Сын ушел в совет директоров. Через два года компания была продана.
“В российских компаниях вопрос о передаче власти наследникам станет актуальным не раньше чем через 10 лет, когда основатели семейных компаний состарятся”, — считает Стороженко. (Использованы материалы WSJ.)