21/07/2005, Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия»
Охрану можно нанять или создать собственное охранное подразделение. Рассмотрим, какой из этих способов выгоднее.
Создаем собственное охранное подразделение
Создавая подразделение собственной охраны, в первую очередь определите, для чего она вам нужна. Так, если вам нужна охрана для организации пропускной системы посетителей, то создавать для этого специальную службу вовсе не обязательно. В этом случае достаточно создать административно-хозяйственный отдел (АХО), а охранников оформить как вахтеров. Это позволит избежать лишних трудностей с оформлением охранного подразделения, да и расходы по содержанию АХО уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы в обычном порядке.
С настоящим же охранным подразделением все гораздо сложнее. Дело в том, что для осуществления охранной деятельности нужно иметь лицензию МВД России (п. 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1).
Однако выдают лицензию только тем фирмам, которые «учреждены специально для оказания охранных услуг» (п. 1 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности). Поэтому компании, занимающиеся другими видами деятельности, организовать собственное охранное подразделение не могут. Таким фирмам, чтобы получить лицензию, придется создавать дочернее ООО или ЗАО, основным видом деятельности которого будет предоставление охранных услуг.
Помимо лицензии охранная фирма должна иметь свой устав. В нем нужно указать, для чего создана такая фирма. Устав обязательно нужно согласовать с местным отделением милиции.
И, наконец, каждый охранник должен иметь собственную лицензию на осуществление охранной деятельности.
Сразу отметим, что расходы на получение лицензии для своих охранников не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Такие выплаты считаются доходом охранника, полученным в натуральной форме. Следовательно, с суммы дохода нужно удержать налог на доходы физических лиц.
Кроме того, чтобы приобрести оружие для охраны, организация должна получить специальное разрешение. Перечень оружия, которое разрешено использовать в частной охранной деятельности, утвержден приказом МВД от 22 августа 1992 г. № 292.
Фирме, осуществляющей охранную деятельность, нужно застраховать охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, связанного с осуществлением профессиональной деятельности (ст. 19 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1). Если компания этого не сделает, ее могут лишить лицензии. Расходы по страхованию сотрудников уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.
Очевидно, что создание собственной охраны многим фирмам невыгодно. Поэтому есть еще один вариант решения проблемы – нанять охрану.
Привлекаем охранное агентство
Если вы решили воспользоваться услугами охранного агентства, то в первую очередь вам нужно заключить с ним договор. Агентство должно иметь лицензию на осуществление охранно-сыскной деятельности. В договоре обязательно нужно указать номер лицензии и дату ее выдачи охранному агентству (ст. 9 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1).
Услуги охранных агентств, конечно, стоят дорого и небольшой фирме могут оказаться не по карману. С другой стороны, это избавляет компанию от множества трудностей, связанных с созданием собственного охранного подразделения (получение лицензий и др.). Кроме того, расходы по оплате услуг охранных агентств можно включить в состав прочих расходов и на их сумму уменьшить налогооблагаемую прибыль (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Однако для этого у предприятия должны быть подтверждающие документы, а именно: письменный отчет охранного агентства о результатах проделанной работы и акт о выполненных работах, подписанный руководителями охранного агентства и вашей фирмы.
Обратите внимание еще на один важный момент. Налоговики при проверках требуют, чтобы в договоре с охранным агентством был указан фактический адрес охраняемой территории (если это офис вашей фирмы – то его фактический адрес), а также точные размеры охраняемой территории. В противном случае инспекторы посчитают эти расходы экономически необоснованными и, как следствие, доначислят налог на прибыль.
Еще один вопрос, который возникает у бухгалтера: можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по охране арендованного имущества? В Налоговом кодексе не сказано, затраты на охрану какого имущества (собственного или арендованного) уменьшают налогооблагаемую прибыль. Поэтому, по нашему мнению, затраты на оплату услуг по охране арендованного имущества фирма также может включить в состав расходов при расчете налога на прибыль.
Чтобы полностью исключить претензии налоговиков, мы советуем вам включить в договор аренды пункт, в котором говорится, что одной из обязанностей арендатора является охрана арендуемого объекта.
Какой из предложенных способов выбрать, зависит от потребностей предприятия.
Если фирма небольшая, то наилучший вариант для нее – создать административно-хозяйственный отдел, нанять нужное количество человек для охраны и оформить их вахтерами. Расходы на содержание такого отдела будут учитываться в обычном порядке.
Если же компания крупная и нуждается в вооруженной охране, то у нее есть два способа организовать охрану:
– воспользоваться услугами охранного агентства;
– создать дочернюю охранную фирму.
Очевидно, что выгоднее воспользоваться услугами охранного агентства, поскольку в этом случае не нужно оформлять кучу документов, необходимых для работы охранной фирмы (лицензию и др.). Кроме того, расходы по оплате услуг охранного агентства уменьшают налогооблагаемую прибыль. Если же чужая охрана вас по каким-то причинам не устраивает, то остается только один выход – создать дочернее ЗАО или ООО, основным видом деятельности которого будет охрана.