Карен Газарян
Когда в начале 90-х на Руси стало зарождаться бизнес-образование, изо всех щелей посыпались колледжи и университеты, торговавшие филькиными грамотами международного образца. Преподаватели этих учебных заведений вели себя совершенно как миссионеры из телевизора. Они знали немалый толк в искусстве проповеди. Не случайно каждая лекция начиналась и заканчивалась «божьим именем» - именем Ли Якокки. Не обучая ни менеджменту, ни маркетингу, миссионеры не зря получали свои зарплаты: имя Якокки прекрасно вливалось в русское ухо, и вместо того чтобы переквалифицироваться в управдомы, будущие бизнесмены принялись подражать «отцу небесному» корпораций Ford и Crysler . Им он виделся идеальным руководителем, во все вникавшим, сверхчеловеком, способным уследить за всем, воплощением твердой руки и высшего разума. Миф имел поистине массовый успех - хоть и американский, он оказался вполне советским. Через несколько лет бизнесмены обнаружили, что мечта не воплощается, завскладом ворует проволоку, а руководить в одиночку даже самым маленьким бизнесом очень трудно. И принялись за разделение власти и ответственности.
Процесс этот по понятным причинам шел весьма тяжело: вокруг были одни будущие Якокки, и ни один из них не хотел идти в услужение к другому. Стране катастрофически не хватало квалифицированных кадров. Сотрудники набирались из числа жен, близких родственников и друзей детства. Слово «непотизм» еще не вошло в моду.
Милые бранятся
Зифа Димитриева, совладелец группы компаний МИМ, руководит своей консалтинговой фирмой совместно с мужем. Однако на вопрос, кем ей приходится Димитрий Димитриев, часто отвечает: «Это мой однофамилец». С начала 90-х утекло много воды, и Зифа как бизнес-консультант в курсе последних тенденций, а последние тенденции заключаются в том, что семейный бизнес постепенно из единственно возможного вида среднего и малого бизнеса превращается едва ли не в моветон. «О том, что личный фактор в бизнесе мешает развитию бизнеса, сказано немало. И я только соглашусь с этим,- признается Зифа.- Когда начинаются конфликты на эмоциональной почве, разногласия между близкими людьми в компании, между собственниками–бывшими друзьями, затрагивают все уровни существования компании. Сказываются не только на самих этих людях, но и на подчиненных, на бизнесе, на всей фирме и даже на клиентах и партнерах».
На Западе семейным может быть даже очень крупный бизнес, ибо западный крупный бизнес - не «нефтянка» с «газовкой», а все тот же средний и даже мелкий бизнес, выросший благодаря успешному менеджменту до неимоверных размеров. Татьяна Мойса, региональный директор по Центральной России международного кадрового агентства Kelly Services , говорит: «В мультинациональных компаниях по-разному относятся к непотизму. Существуют исключительно семейные компании, ставшие сегодня международными, где практически все сотрудники - родственники. Такие компании, как правило, не берут на ключевые позиции людей, родственниками не являющихся». Между тем даже эти гигантские корпорации могут стать жертвой раздоров между родственниками-владельцами. Причиной споров, как правило, становится неэффективное управление бизнесом - ситуация, знакомая нам по русской словесности, только место корпорации в ней занимало помещичье имение. Многим памятна история с модным домом Gucci , скатившимся в глубокое забвение ввиду неумения наследников управлять бизнесом и попутного нежелания его продавать. Но только в России XIX века не было транснациональных синдикатов, а в сегодняшнем мире они есть - и поэтому в моде поглощения со слияниями. Недавний сюжет, связанный с Compaq и Hewlett Packard ,- яркое тому подтверждение.
Размер имеет значение
Впрочем, пока ни одно российское малое или среднее предприятие не выросло до размеров гигантской корпорации. Западный пример полезен лишь для усвоения непреложного закона: крупный бизнес вряд ли может быть успешным и семейным одновременно, эффективное управление крупным бизнесом возможно лишь при делегировании части полномочий вниз. Размер имеет значение: монархическая форма правления либо отмерла во всех крупных государствах, либо превратилась в декоративное украшение. Но крохотному Лихтенштейну монархия полезна. То же и с бизнесом. И если смотреть с точки зрения этого принципа, Россия - не исключение.
Однако любой непотизм - даже процветающий внутри ПБОЮЛ - должен быть оправдан интересами бизнеса. «Если так получилось, что рядом с вами работают люди, с которыми вы так или иначе связаны родственными, дружескими или личными отношениями, этого мало. Необходимо, чтобы вас связывали общие бизнес-интересы,- говорит Зифа Димитриева.- Причем их всегда надо ставить во главу угла. Как бы некоторые ни настаивали на том, что семейный бизнес находится в большей безопасности, мол, „свои не кинут”, вопрос этот на самом деле спорный. Родственники переносят на „территорию” компании сценарии своих детских взаимоотношений, отношений в семье. Кроме того, попытки внедрять современные технологии управления в подобных компаниях почти всегда безуспешны». Татьяна Мойса: «Часто предприниматели, берущие на работу родственников и друзей, сталкиваются с тем, что родственники и друзья начинают из рук вон плохо работать, наглеют, требуют высокую заработную плату, и при этом уволить их практически невозможно, поскольку всегда может позвонить бабушка и сказать: „Ну как же так, ты мою внучку и свою племянницу с двумя детьми отправляешь на улицу, давайте попробуем на нее повлиять на семейном совете” и так далее. В 70% случаев я сталкивалась с тем, что руководитель вынужден был уволить родственника и взять на работу нанятого сотрудника».
Что делим?
Княжество Лихтенштейн спасают государственные традиции. Крохотный отель где-нибудь во Фландрии, этакое ИЧП с трехсотлетней историей, передаваемое от отца к сыну, от сына к внуку, спасают традиции семьи и сложившаяся вековая культура этого бизнеса. Но и то, и другое - в высшей степени романтические и зыбкие субстанции. На самом деле и княжество Лихтенштейн, и крохотный отель на полтора десятка номеров спасает полное отсутствие экспансионистских амбиций, нежелание расширяться и завоевывать новое жизненное пространство. Оказавшись в подобных условиях, даже российский мелкий или средний бизнесмен может сколько угодно увлекаться непотизмом, нанимая на работу родственников и друзей. Расширяться некуда, делить нечего, что мое - наше. Однако даже здесь необходима четкая иерархия, потому что делить на самом деле всегда есть что. А без четкой иерархии даже лихтенштейнские князья и наследники непрестанно душили бы друг друга подушками.
Зифа Димитриева: «Внутри команды руководителей–родственников или близких друзей - должна существовать жесткая система отношений. Каждый должен работать в строго фиксированных рамках, отлично представляя свои должностные обязанности. Ради установления этих рамок придется сесть за стол переговоров не только с женой, но и с дядей и с отцом. И это необходимо сделать, иначе весь бизнес пойдет насмарку».
То, как советует поступить Зифа Димитриева, лишь на первый взгляд кажется диковатой детской игрой «малых и средних» во «взрослых и больших». Еще неизвестно, кто в кого играет. Корпоративная культура, корпоративная этика, чувство локтя, чувство коллектива, общее дело, нацеленность на результат - все эти заскорузлые словосочетания из мира больших и взрослых есть не что иное, как попытка крупной компании притвориться семьей, стать для своих сотрудников мамой-папой в лучшем смысле этого названия. Кстати, первая глава книги Ли Якокки «Карьера менеджера» называется просто - «Семья».