В начале июня в Государственную Думу было внесено два законопроекта – федеральный закон о хозяйственных партнерствах и соответствующие дополнения в Гражданский Кодекс Российской Федерации. Целью принятия этих документов является упорядочение системы взаимоотношений между участниками инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности.
Предпосылки подобных изменений гражданского законодательства сложились в ходе активного внедрения инновационных решений и продуктов на территории России. Особенности подготовки, реализации и прекращения инновационных бизнес-проектов (в частности в рамках бизнес-проекта «Сколково») обусловили необходимость создания такой организационно-правовой формы юридического лица, которая бы отвечала всем необходимым требованиям инвесторов – как российских, так и иностранных.
Исходя из международных правил и стандартов, российской деловой практики, была выбрана форма проектной компании – хозяйственное партнерство. Количество участников хозяйственного партнерства ограничено – от двух до пятидесяти, партнерами могут быть граждане и организации. При этом партнеры не вправе стать учредителями (участниками) других юридических лиц. Каждый участник хозяйственного партнерства обязан внести долю в складочный капитал. Оперативное управление хозяйственным партнерством осуществляет директор (единоличный исполнительный орган), избираемый из числа партнеров. Функционирование хозяйственного партнерства без назначенного главы не допускается.
Конкретные виды и форма деятельности хозяйственного партнерства определяются единогласно самими партнерами и отображаются в уставе и соглашении об управлении партнерством. Правительством Российской Федерации позднее будут установлены ограничения на некоторые виды деятельности, которыми не вправе заниматься хозяйственные партнерства. Прибыль и убытки от инновационной деятельности распределяются один раз в год между участниками хозяйственного партнерства пропорционально их долям в складочном капитале. По желанию партнером прибыль также может быть направлена на увеличение капитала и финансирование общего бизнес-проекта.
На первый взгляд может показаться, что хозяйственное партнерство как форма юридического лица мало чем отличается от привычных российским бизнесменам хозяйственных обществ – общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Однако в пояснительной записке к законопроектам указано, что хозяйственные общества «не свободны от многих недостатков», тормозящих инновационное развитие экономики России. В числе таких недостатков названы:
- крайне строгие требования к формированию и изменению уставного капитала хозяйственного общества, что не дает инновационным продуктам быть гибче за счет «переменного капитала», быстрее реагировать на изменение рыночных условий, использовать поэтапное финансирование инвесторов;
- в рамках хозяйственных обществ невозможно в полном объеме реализовать концепцию «гибких соглашений об управлении», поскольку объем положений акционерных соглашений в АО и договоров об осуществлении прав между участниками ООО не отвечает многообразию видов и форм инновационной деятельности;
- жесткие предписания о необходимости соблюдения интересов кредиторов и первоочередном погашении их требований, установленные для хозяйственных обществ на случай реорганизации (ликвидации), не позволяют инвесторам (участникам) инновационных проектов защитить свои экономические интересы и сберечь от посягательства объекты интеллектуальной собственности, которые лежат в основе любого инновационного продукта.
Именно в свете изложенных «недостатков» хозяйственных обществ, возникла необходимость совершенствования гражданского законодательства о юридических лицах с целью скорейшей мотивации участников инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности к работе на территории России.
Домбровская Елена
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»