В сфере гражданско-правовых сделок важная роль отводится удостоверению сделок. Эта роль возложена на органы нотариата, которым в соответствии с Федеральным законом «Основы законодательства РФ о нотариате» и иными нормативно-правовыми актами предоставлено право совершать нотариальные действия.
В настоящее время в нашей стране в тестовом режиме отрабатываются функции электронного нотариата в рамках концепции электронного государства. Действительно, если современные технологии позволяют удаленно зарабатывать на форекс, выставлять и оплачивать счета посредством онлайн-банкинга, отправлять налоговую отчетность в электронном виде, то почему бы не сделать нотариальные услуги виртуальными.
Развитие информационного пространства и интернет-технологий в настоящее время повлекли за собой необходимость серьезных изменений и в сфере официального документооборота. Обсуждаемые в течение нескольких лет проекты по формированию в России системы электронного документооборота сегодня начинают претворяться в жизнь. Главным инструментом для того чтобы электронные документы обладали официальным статусом является электронная цифровая подпись (ЭЦП), использование которой регламентируется специальным федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ.
Не остается в стороне от этих процессов и нотариат.
В конце 2010 года в Москве открылся Удостоверяющий центр нотариата России. Главная задача, которая стоит перед этим центром в ближайшее время – изготовление ключей ЭЦП для всех нотариусов России.
Развитие электронного документооборота позволит, с одной стороны, сделать взаимодействие нотариуса с физическими и юридическими лицами более эффективным и удобным. С другой — создаст условия для продуктивного взаимодействия нотариата с государственными и муниципальными органами по множеству вопросов, таких как удостоверение сделок и регистрация права, а также регистрация юридических лиц.
Другой формой участия нотариата в электронном документообороте является информационное сотрудничество между нотариатом и рядом государственных органов (регистрационных, налоговых, жилищных и др.). Такое сотрудничество выражается в получении доступа к электронным базам данных друг друга.
Существует несколько ограничений на осуществление электронного документооборота в отдельных областях. Например, Основы законодательства о нотариате ориентированы на традиционные бумажные документы, подписанные собственноручной подписью, и не охватывают специфику электронного обмена данными.
Законодательством о нотариате не предусмотрена возможность составления документов в электронном виде, здесь понятие «документ» подразумевает лишь письменные сведения. Например, в ст. 45 Основ законодательства РФ о нотариате говорится, что листы документа, предъявляемого для совершения нотариальных действий, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью, что физически невозможно для документов в электронной форме. Подобный пример является немаловажным, так как для некоторых документов, в том числе необходимых для ведения бизнеса посредством Интернета, предусмотрено их нотариальное заверение.
Существуют и такие нормативно-правовые акты, где документы на бумажном носителе названы предпочтительными. Скажем, при регистрации прав на недвижимое имущество (процедура, которая, возможно, могла бы выполняться посредством Интернета) при разночтениях в записях на бумажном и магнитном носителе приоритет имеет запись на бумажном носителе (п. 8 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Аналогичное положение зафиксировано и в п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Представление документов в электронной форме является разновидностью обращения в государственные и муниципальные органы с целью получения государственных и муниципальных услуг. Порядок обращения за получением государственных и муниципальных услуг урегулирован Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В то же время указанный Закон не в полном объеме отвечает потребностям российского общества, поскольку не учитывает специфики представления отдельных документов в силу особенностей их принятия или особого порядка передачи.
Один из аспектов обозначенной проблемы – не решенный по сей день вопрос о представлении документов нотариусами.
Нотариус как орган, выполняющий государственную функцию, участвует в электронном документообороте и в интересах государства, и в интересах граждан.
Даже если лицо, обратившееся к нотариусу со своим вопросом, не является владельцем сертификата ключа подписи, то нотариус, который подобным ключом обладает, может взять на себя все дальнейшие действия по взаимодействию с государственными органами. Эта услуга в равной мере актуальна как для физических, так и для юридических лиц. Таким образом, например, при нотариальном удостоверении сделки, по которой требуется дальнейшая регистрация перехода права собственности, нотариус сам в электронной форме собирает все необходимые документы и справки, направляет их в регистрирующий орган и получает документы после регистрации.
Это означает, что заявитель избавлен от необходимости хождения по многочисленным государственным и муниципальным организациям, стояния в очередях, исправления ошибок и т.д. В случае создания полноценной системы электронного документооборота, связывающего нотариат со всеми государственными органами, выполнение этих функций для нотариуса не будет являться сложным или затратным по времени и средствам. Следовательно, стоимость этих услуг для граждан и организаций не будет высокой.
Формирование системы электронного документооборота должно оказать существенное позитивное влияние на всю правовую систему Российской Федерации. И роль нотариата в этом процессе является не последней. Нотариус как эксперт по правовым вопросам, удостоверяющий юридически значимые акты, сможет использовать эту систему для оптимизации процедур государственной регистрации прав и юридических лиц, а также для многих других нотариальных действий, которые могут совершаться в электронной форме.
Перегудова Екатерина
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»