Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 63-ФЗ от 06.04.2011г. «Об электронной подписи». Документ регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.
По словам специалиста Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ» Миненкова Дмитрия, электронно-цифровая подпись (ЭЦП) используется физическими и юридическими лицами в качестве аналога собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью правомочного лица и скрепленного печатью.
В соответствии со статьей 5 закона определено три новых вида электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная (наиболее защищенная). Использующиеся до введение в действие закона об электронной подписи сертификаты ключей ЭЦП приравниваются к квалифицированным сертификатам электронной подписи.
Простые подписи создаются с помощью кодов, паролей и других инструментов, которые позволяют идентифицировать автора документа, но не позволяют проверить его на предмет наличия изменений с момента подписания. Усиленная подпись создана с использованием криптографических средств и позволяет определить не только автора документа, но проверить его на наличие изменений. Квалифицированные подписи является разновидностью усиленных, они имеют сертификат от аккредитованного центра и созданы с помощью подтвержденных ФСБ средств.
Электронная цифровая подпись наиболее активно используется в сфере финансов – этому способствует и рост проникновения систем интернет-банкинга, и инициативность Федеральной налоговой службы, среди них – возможность выставления счетов-фактур в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у сторон совместимых технических средств. Сейчас организациям для хранения финансовой отчетности зачастую приходится арендовать склады – срок хранения документов может составлять 5 и более лет. На это тратятся существенные средства. Также у частного лица дома есть своеобразный склад, в котором хранятся документы. Если все эти документы перенести в электронную форму, это существенно облегчит жизнь человека или компании.
Использование ЭЦП при оказании госуслуг может сэкономить не только время гражданам, но и средства государства – за счет сокращения штата сотрудников, осуществляющих прием документов, минимизации ошибок и потерь при обработке и т. д.