Минфин
России пришел к выводу: налогооблагаемые доходы уменьшают потери от недостачи и
порчи ТМЦ при их транспортировке и хранении только в пределах норм естественной
убыли, утвержденных Правительством РФ. Об этом он написал в письме от 4 апреля
2005 г. № 03-03-01-04/1/146.
Организация не
вправе самостоятельно устанавливать такие нормы в локальных актах. А также
пользоваться нормативами, которые были утверждены до 1 января 2002 года - даты
вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ. К такому неутешительному
выводу пришли чиновники финансового ведомства. О том, насколько правомерна
такая позиция, - в нашем материале.
Нормы,
утвержденные после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ
Потери от
недостачи и (или) порчи товарно-материальных ценностей при транспортировке и
хранении можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (подп. 2 п. 7
ст. 254 Налогового кодекса РФ). Но только если эта сумма соответствует нормам
естественной убыли, утвержденным в Порядке, установленном постановлением
Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814. Разрабатывать эти нормы должны
министерства и ведомства. Причем сделать это они должны были до 1 января 2003
года. Однако на сегодняшний день вступили в силу только нормы, приведенные в
таблице.
Поэтому на
сегодняшний день возникла такая ситуация: в большинстве отраслей фирмы не могут
учесть при налогообложении потери и недостачи ТМЦ при транспортировке и
хранении. Этих норм попросту нет. А самостоятельно разработать и утвердить
внутренним приказом такие нормы организация не вправе. Именно такой вывод можно
сделать из письма Минфина России № 03-03-01-04/1/146.
Получается, что
нерасторопность органов исполнительной власти лишает налогоплательщика
законного права уменьшить свои налогооблагаемые доходы на сумму потерь в
пределах норм естественной убыли.
Нормы,
утвержденные до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ
Однако все еще
не отменены нормы естественной убыли ТМЦ, которые были утверждены до вступления
в силу главы 25 Налогового кодекса РФ. Примеры приведены в таблице.
На вопрос,
могут ли организации применять старые нормы, финансисты ответили отрицательно
(письма Минфина России от 28 февраля 2002 г. № 04-02-06/1/35 и от 6 ноября 2003
г. № 04-02-03/140). И опять аргументацию они привели достаточно банальную -
дескать, эти нормы утверждены не по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ.
Поэтому использовать их нельзя.
Позиция
судебных органов
Однако такая
точка зрения Минфина России по этому вопросу не находит отклика в арбитражных
судах. Например, судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 6
октября 2004 г. по делу № Ф04-7116/2004 (5178-А81-7) указали:
"Несвоевременное утверждение новых норм естественной убыли не должно
препятствовать применению главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, так
как нормы естественной убыли, действовавшие до 1 января 2002 года, не были
отменены".
Поддерживают
своих коллег и в других округах. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в
постановлении от 31 августа 2004 г. по делу № Ф08-3809/2004-1475А пришел к
выводу, что налогоплательщик не может нести ответственность "за действия
всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления
налогов в бюджет". Такой вывод подтверждается и в определении
Конституционного суда РФ от 4 марта 1999 г. № 36-О.
То есть
предприятия могут воспользоваться и старыми нормами. Правда, свое право им
придется отстаивать в суде.
Есть еще одна
проблема, с которой сталкиваются бухгалтеры. Она связана с вычетом НДС. В
пункте 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ сказано: если организация понесла
расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль только в пределах норм, то и
возместить из бюджета можно лишь НДС, который соответствует нормативу. Налог же
по сверхнормативным затратам надо отнести на расходы организации, не
уменьшающие налогооблагаемый доход.