Одна из "горячих тем" в парламенте и правительстве России - налоговая реформа. Продолжать ли снижать налоговые ставки? Как совершенствовать администрирование? Нужны ли налоговые задания? Нашему корреспонденту удалось узнать о планах Минфина от руководителя ведомства Алексея КУДРИНА
- Как вы оцениваете результаты налоговой реформы?
- Как безусловно положительные. Я считаю, что среди ее успехов - первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Не хочу сказать, что это идеальный документ. Но он работает, и это главное. Перечислять то, что сделано, можно долго. Но, на мой взгляд, важнее другое - то, что еще предстоит сделать. Мы только начинаем создавать налоговую систему, которая отвечала бы всем мировым требованиям и не тормозила бы развитие российского бизнеса.
- Что предстоит сделать в первую очередь?
- На первом месте - налоговое администрирование, а не снижение ставок. То есть совершенствование системы налогового контроля. В частности, ограничение срока проведения выездных проверок. Кроме того, нужно определить перечень документов, которые налоговые органы могут потребовать от предприятия в ходе камеральной проверки. Сейчас нет разницы между камеральной и выездной проверкой - налоговые органы могут запрашивать неограниченное число документов, по сути, превращая камеральную проверку в выездную.
- А как повысить защищенность налогоплательщиков от налогового контроля?
- В настоящее время в действующем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями. Будут рассмотрены поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях по установлению ответственности должностных лиц за превышение своих полномочий.
- Допустим, будет предусмотрено наказание за незаконные действия для налоговиков. А кто будет нести ответственность за последствия, к которым привели эти действия чиновников?
- Причиненные налогоплательщикам убытки должны возмещаться за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Необходимо найти механизм реализации указанных норм. В настоящее время этот вопрос прорабатывается.
- Останется ли практика "налоговых заданий"?
- Такая практика должна быть, безусловно, прекращена.
- Будут ли продолжать снижаться налоговые ставки?
- По мнению многих бизнесменов, нужно прежде всего продолжать снижать ЕСН, чтобы поддержать бизнес в выводе зарплат из тени. Но в ближайшее время этого не произойдет. Хочу напомнить, что с 1 января 2005 года ставка ЕСН была существенно снижена. Нужно время, чтобы оценить результаты этого решения, в том числе в направлении намеченной легализации "серых" зарплат. Ведь ЕСН - источник формирования Пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования. Даже если мы увеличим сборы за счет легализации зарплат, мы в ближайшие годы не перекроем выпадающие доходы по ЕСН. Более того, демографическая ситуация в стране привела уже к тому, что мы не можем только за счет ЕСН поддерживать Пенсионный фонд. Поэтому дальнейшее снижение ЕСН в ближайшие годы проблематично.
Что касается снижения ставок по другим налогам, то этот вопрос требует дополнительного анализа. При этом в любом случае снижение налоговых ставок не должно привести к невыполнению обязательств государства.
- А изменится ли ставка НДС?
- Не изменится. Правительство решило пока воздержаться от снижения ставок НДС, в том числе в виде установления единой ставки. Для ряда отраслей это было бы повышением налоговой нагрузки. А идти на существенное снижение ставок мы не готовы - нужно ведь обеспечивать стабильность бюджетов.
- Ставка не изменится, но предложения по совершенствованию администрирования НДС все же обсуждаются. Что будет сделано прежде всего?
- Мы предлагаем перейти к НДС по методу начисления - в налоговую базу будет включаться стоимость реализованных товаров с момента их отгрузки, а налоговые вычеты будут производиться по приобретенным товарам без их обязательной оплаты. Кроме того, с 2006 года предлагается перейти к возмещению НДС по капитальным вложениям по мере осуществления строительства до введения построенного объекта в эксплуатацию. С 2007 года мы предлагаем перейти от разрешительного к заявительному порядку возмещения экспортного НДС, сократив количество подтверждающих документов. Из налогооблагаемой базы будут также исключены авансовые платежи по экспортным поставкам.
- Какие еще налоговые нововведения ожидаются в ближайшее время?
- В целях стимулирования инвестиционных процессов предлагается дополнить уже начиная с 2006 года действующий режим применения налога на прибыль следующими мерами. Во-первых, будет введена "амортизационная премия" в виде разрешения относить на расходы при расчете налоговой базы 10 процентов стоимости введенных в действие основных фондов. Сделать это можно будет в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию.
Также будет увеличен с 30 до 50 процентов верхний предел для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы. Начиная с 2007 года может быть решен вопрос о принятии переходящих убытков в полном объеме.
Кроме того, в ближайшие два года должна быть закончена реформа имущественного налогообложения за счет введения местного налога на недвижимость жилого назначения.
Но в целом хочу отметить, что налоговая реформа в России идет к концу. Поэтому не стоит ждать от нее кардинальных изменений. Считаю, что ближайшие годы должны наконец-то стать периодом налоговой стабильности.
Беседовала
Лариса Зимина