Мало кто из нас получает наслаждение от постоянного присутствия в офисе: однообразная работа, небольшие помещения, отсутствие свежего воздуха. В такой ситуации многие задумываются об удаленной работе. Но прежде чем перейти от слов к действию, взвесьте все за и против: фриланс таит в себе немало сложностей, к которым нужно быть готовым.
Идеальная работа
На дворе давно уже XXI век, который принес с собой много нового. Все больше людей делают свой выбор в пользу «офисной» работы. Многие думают, что это и легче, и безопаснее, чем трудится, к примеру, на каком-нибудь заводе. Однако последние исследования показали, что вредных факторов, воздействующих на работников в душных кабинетах, более чем достаточно.
Вряд ли кто-то поспорит, что работа за компьютером – не самое полезное занятие. Негативное влияние на здоровье в данном случае оказывается постоянно. И естественно, это незаметно сразу. Ухудшения зрения, а порой даже и головные боли появляются спустя какое-то время и в зависимости от усталости только усиливаются. Добавьте к этому душный кабинет, отсутствие кондиционеров, иногда даже окон, не всегда здоровую атмосферу в коллективе – и вот вам типичная офисная жизнь. Выходом часто является смена работы. Но есть и те, кто предпочитает кардинально изменить свою деятельность – уйти во фриланс, что означает трудиться вне постоянного места работы. Такие люди сами ищут себе работодателя и предлагают свои услуги, в основном посредством сети Интернет. Для фрилансеров обычное дело: жить в одном городе, а продавать свои знания и опыт – в другом.
Сложно не согласиться с тем, что это довольно удобно – не связывать себя офисной дисциплиной. Нет постоянного давления начальства, опасности быть уволенным. По сути, при таком способе работы, ты сам себе хозяин. Главная задача - укладываться в сроки сдачи заказа.
В основном удаленную работу предпочитают люди следующих профессий: дизайнеры, программисты, верстальщики, переводчики, журналисты, копирайтеры и другие. На качестве их работы никак не сказывается то, что они делают свое дело, сидя дома на диване. Подчас, они даже лучше справляются с поставленными задачами, когда над ними не довлеет бдительное око начальства.
В стороне от нового способа удаленной работы не осталась и бухгалтерия. Сайты, где размещаются резюме и списки свободных вакансий, так и пестрят объявлениями «бухгалтер ищет работу на дому», «работа по совместительству (главный бухгалтер)» и т.д. В основном, это еще довольно молодые женщины с маленькими детьми, и у которых просто нет возможности работать полный день, рассказывает Ирина Широкова:
- Я вынуждена была бросить работу, когда родила ребенка. Потому что оставить его было не с кем. Бабушки и дедушки все остались в другом городе, а чтобы устроить сына в садик, нужно либо выстоять огромную очередь, либо дать денег, которых у нас с мужем нет. Вот так и родилась идея удаленной работы.
Подготовительная работа
Отношение к фрилансерам в современном обществе неоднозначное. С одной стороны потенциальный работодатель относится к ним с подозрением: многие полагают, что человек, не оформленный в штат, вряд ли отличается гиперотвественостью. С другой стороны – работник-фрилансер экономически гораздо выгоднее рядового сотрудника: ему не нужно ежемесячно платить оклад и уплачивать с него налоги. К тому же вольному работнику нет необходимости оборудовать рабочее место: всем необходимым (компьютер, факс, принтер и т.д.) он, как правило, располагает. Правда, бухгалтерам, желающим работать удаленно, наличие офисной техники будет явно не достаточно. В первую очередь для учетного работка важно обладать серьезным багажом опыта и знаний. Лучше в разных областях учета – так он сможет работать с большим количеством компаний, нежели если будет узким специалистом в каком-то одном направлении. Для расширения кругозора существуют различные курсы повышения квалификации и семинары.
Многие бухгалтеры, успешно зарабатывающие в свободном полете, советуют не бросать офисную работу сразу. Делать первые шаги во фрилансе лучше с небольшой подработки, в свободное от основных обязанностей время. Это, во-первых, покажет насколько вы способны вести несколько отчетностей одновременно. А во-вторых, вам будет куда отступать, если вы поймете, что такая жизнь не для вас.
Еще одной серьезной проблемой станет подбор клиентов. В первое время их, конечно же, будет немного и придется самому побегать в поисках работодателя. Но со временем, заработав себе имя и хорошую репутацию, фрилансер может не беспокоиться о хлебе насущном. Довольные клиенты расскажут о его профессионализме своим знакомым, и это станет лучшей рекламой. Как говорится, слухами земля полнится, и однажды успешный фрилансер будет выбирать из поступивших предложений самые выгодные, а не хвататься за все подряд, лишь бы заработать на жизнь.
Неоспоримая выгода
Допустим, бухгалтер-фрилансер ведет учет нескольких фирм. Для него с экономической точки зрения это гораздо выгоднее, чем заниматься делами одной компании. Две организации – две зарплаты. Но и ровно в два раза больше обязанностей, которые требуют определенных временных затрат. В принципе, если фирмы, с которыми сотрудничает такой бухгалтер, невелики по размеру, то возможность сделать все качественно и в одном, и в другом месте есть. Хотя тут, конечно, все зависит, прежде всего, от степени компетентности работника.
Как все успевать и нигде не совершить промаха, рассказывает профессиональный бухгалтер-фрилансер со стажем Алексей Бабиков:
- Я с самого начала четко оговариваю с заказчиком, что и в какие сроки я должен выполнить. Если мы говорим о составлении нулевого отчета - это одни временные затраты и одна цена. А если это ведение фирмы на протяжении всего отчетного периода – условия совсем другие. Так что, мое главное правило – очерчивать границы моей работы. Когда я знаю дату сдачи и объем работы мне легче распланировать свое время и все успеть.
Просчитываем риски
Выгода фрилансера, ведущего несколько компаний, неоспорима. А вот работодателю, нанимающего такого работника, решиться на это не так просто. Ведь по сути руководитель не может быть уверен на все сто, что работа будет выполнена в срок и в надлежащем качестве. К тому же, если говорить о привлечении стороннего бухгалтера, опасным является и доступ к своей финансовой информации, коммерческой тайне. И недобросовестный работник вполне может предать огласке некоторые конфиденциальные сведения. Или, наделав ошибок в отчете, сбежать. Зачастую, работодателям приходится уповать на честность нанятого им работника. Уверенность в правильном выборе могут предать рекомендации от других заказчиков или хороший послужной список. Однако помимо надежды на то, что такой выбор не является ошибочным, работодатель может обезопасить себя, заключив с фриласором соответствующий договор, где будут четко прописаны права и обязанности сторон, а также порядок и размер денежных выплат. Работодателя это обезопасит от недобросовестного работника, который не выполнит свои трудовые обязанности. А работник с помощью такого договора сможет получить причитающийся гонорар. Если вдруг фирма, которой он оказывает услуги, не захочет платить, этот документ станет гарантом выполнения фирмой взятых а себя обязательств.
Честность – главный критерий в отношениях между удаленным работником и заказчиком. Без открытости с той и другой стороны невозможно плодотворное сотрудничество. В любом случае, «черные списки» недобросовестных работодателей и неблагонадежных исполнителей существуют в Интернете. Их легко можно найти в любом поисковике. А что может быть хуже для любого бизнесмена (фрилансеров тоже можно включить в эту категорию), чем негативное мнение, высказанное публично?
Не важно кто вы – соискатель или работодатель, в любом случае если вы поступаете нечестно по отношению к противоположной стороне трудовых отношений, вас ждет расплата. Рано или поздно слух о том, что вы не выполняете свои обязательства, станет достоянием общественности. И после этого с вами навряд ли захотят сотрудничать.
Коворкинг-движение
Последнее ноу-хау в работе фрилансеров – это объединение под общей крышей. Такая форма организации работы носит название коворкинг (от английского «co-working» - совместно работающие). Суть этого странно звучащего для русского уха слова довольно проста: люди, которые зарабатывают деньги фрилансом, собираются в небольшие группы и совместно снимают помещение для работы. Это примерный аналог «офисной работы», только с существенным преимуществом – у работников нет строго определенного графика. «Коллеги» могут приходить в коворкинг-центры, когда им вздумается, и сидеть сколько угодно. Хоть на полчаса забегать, хоть сидеть там целыми сутками. Тем более что все условия созданы – в уже функционирующих центрах в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге существуют кухни, а также специальные места для отдыха с мягкими диванами и телевизорами.
История коворкинг-движения началась в 2005 году, когда молодой американский программист Брэд Ньюберг серьезно задумался о том, как совместить на работе отсутствие начальства и наличие коллег. По его замыслу группа людей должна снимать общее помещение, при этом оставаясь независимыми друг от друга. При такой организации работы можно не испытывать недостатка в общении, делится опытом, помогать друг другу, но не быть привязанным офисной дисциплиной к рабочему месту.
Чтобы воплотить в жизнь свою идею Ньюберг арендовал большое помещение в офисном здании и предложил таким же как он сам творческим людям использовать его для работы. Совместный офис оснастили всей необходимой офисной техникой – телефонами, принтерами, сканерами, факсами, свободным доступом в интернет и прочими атрибутами. Каждый месяц с «постояльцев» взимается определенная плата, размер которой зависит от того, закреплено ли за человеком рабочее место или же он использует стол или диван, которые в данный момент свободны.
Эта инициатива так пришлась всем по вкусу, что породила целое движение, которое за три года охватило весь мир. В России помимо коворкинг-центра «New Level» в Санкт-Петербурге (открыт с 31 мая 2008 года) и «Башни» в Екатеринбурге (работает с 19 апреля 2008 года), скоро откроется «Московоркинг» в Москве.
ПЛЮСЫ ФРИЛАНСА
1. Не требуется постоянное присутствие в офисе. Деньги фрилансер получает за выполненную работу
2. Когда работать – удаленный сотрудник решает сам. Если ему это удобно – он делает свою это ночью
3. Фрилансер экономит время на дороге: ему не нужно ежедневно ездить в офис
4. Он сам себе начальник.
5. Фрилансер может отказаться от нежелательного заказа, в то время как офисный работник обязан выполнять все поручения начальства
6. Портфолио фрилансера пополняется обычно быстрее, чем у офисного работника
7. Для многих это может стать первым шагом к созданию собственного бизнеса.
МИНУСЫ ФРИЛАНСА
1. У фрилансера нет стабильного дохода, потому что нет оклада. Количество заработанных денег зависит только от него самого.
2. Отсутствует социальный пакет
3. Если вы не зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, с точки зрения налоговой деятельность фрилансера не всегда законна
4. Рабочая нагрузка распределяется неравномерно. То приходится в кратчайшие сроки делать множество дел, то сидеть, ничего не делая
5. Фрилансер – это маленькая фирма со всеми вытекающими последствиями в виде организации деятельности, продвижения на рынке услуг, ведения бухгалтерии и прочего. И всем этим должен заниматься один человек.