Письмо Минфина России от 14.04.05 № 03-01-20/2-56 <О применении ККТ при ее исключении из государственного реестра>
В.В. Аканеев, эксперт «УНП»
В распоряжении редакции оказалось свежеиспеченное письмо Минфина России (от 14.04.05 № 03-01-20/2-56). В нем финансисты подробно рассказали, как следует использовать кассовые аппараты в случае исключения их из государственного реестра. Интересен тот факт, что чиновники в который раз попытались поставить возможность использования таких ККТ в зависимость от налогового учета.
Исключенные машины
Организации при наличных расчетах должны применять ККТ, зарегистрированную в госреестре. В марте прошлого года госкомиссия по контрольно-кассовым машинам исключила из него ряд моделей (Протокол заседания межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 12.03.04 № 1/77-2004). Касается это машин с фискальной памятью, которые не оснащены шифровальными средствами защиты фискальных данных.
По мнению специалистов Минфина, исключенную кассовую технику выбрасывать не надо. Ею можно пользоваться до окончания установленного для целей налогового учета срока службы. Напомним, что этот срок, согласно Классификации основных средств, составляет от 5 до 7 лет. Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы (письмо ФНС России от 04.03.05 № 22-3-13/293).
Опираются при этом чиновники на пункт 5 статьи 3 закона о применении ККТ (от 22.05.03 № 54-ФЗ). В нем сказано, что исключенные из реестра ККТ можно использовать «до истечения нормативного срока их амортизации». Но в законе не говорится, о каком сроке полезного использования идет речь: для целей налогового или же бухгалтерского учета? А ведь в бухучете срок службы основных средств устанавливается приказом руководителя. И он может отличаться от срока использования объекта в налоговом учете.
На наш взгляд, организация вправе сама решать, от каких данных (бухгалтерских или налоговых) ей следует отталкиваться.
Модернизировал? Пользуйся!
Далее специалисты Минфина рассмотрели ситуацию, когда фирма модернизировала свой кассовый аппарат. Как известно, такие затраты в налоговом учете увеличивают первоначальную стоимость основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ). Кроме того, в этом случае можно увеличить срок полезного использования объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Выходит, что если организация модернизировала исключенный из реестра аппарат и продлила для него «срок жизни», то время его законного использования увеличивается. Однако сотрудники финансового ведомства предупреждают, что увеличить период службы можно только в пределах сроков, установленных для конкретной амортизационной группы. Для кассовой техники данный срок не может превышать 7 лет.
А как быть, если максимальный срок был установлен изначально? Получается, что срок увеличить нельзя. Но такое правило установлено только в пункте 1 статьи 258 НК РФ. В бухучете ничего не сказано о том, что срок должен пересматриваться в каких-то пределах (п. 20 ПБУ 6/01). Следовательно, он вполне может выходить и за рамки сроков, указанных в Классификации.
Экономия не для всех
Но это еще не все. Финансовые работники не обошли своим вниманием и тех, кто единовременно списал стоимость кассового аппарата в момент его ввода в эксплуатацию. Это можно сделать, если ККТ стоит меньше 10 тыс. рублей (ст. 256, п. 3 ст. 254 НК РФ).
По мнению сотрудников Минфина, такую ККТ можно использовать. Но только в одном случае: когда ее стоимость в результате модернизации превысила 10 тыс. рублей. Тогда она переводится в состав амортизируемого имущества и для нее устанавливается срок пользования. Вот до его окончания и можно применять такой кассовый аппарат.
Во всех остальных случаях исключенный из госреестра кассовый аппарат, стоимость которого была списана на расходы, использовать в работе нельзя.
Получается, что тот, кто купил дорогую ККТ, применять ее после исключения из реестра может, а хозяевам более дешевых аппаратов это запрещено. Они будут вынуждены извлекать средства из оборота на покупку нового кассового аппарата.
В этом случае нарушается принцип юридического равенства (ст. 19 Конституции), согласно которому все равны перед законом и судом. А значит, при равных условиях организации должны находиться в равном положении (определение КС РФ от 06.12.01 № 255-О). Но, к сожалению, решать эту проблему придется в Конституционном суде.