14/04/2008, ЦЕНТР НАЛОГОВОГО И ПРАВОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ/Автор: Чернышёва Ольга
Нередко для обеспечения наиболее благоприятных условий своей деятельности юридические лица создают обособленные подразделения вне своего местонахождения, которые осуществляют все или часть функций этого юридического лица, представляют и защищают при необходимости его интересы.
Создание обширной сети обособленных подразделений позволяет организации увеличить количество клиентов и партнеров, а в результате, занять ключевое место в современном предпринимательском мире.
Однако современное российское законодательство не содержит единого определения понятия обособленного подразделения, что приводит к возникновению множества вопросов относительно порядка их создания, главный из которых – возможно ли создание обособленного подразделения в форме иной, нежели филиал или представительство?
Попытаемся найти ответ на данный вопрос.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ возможно создание обособленных подразделений в форме филиалов или представительств.
При этом указанные формы обособленных подразделений должны обладать следующими признаками:
1) территориальная обособленность от места нахождения головной организации;
2) наличие закрепленного за обособленным подразделением имущества;
3) наличие у филиала (представительства) органа управления, например, руководителя;
4) осуществление филиалом (представительством) деятельности на основании Положения, утвержденного юридическим лицом;
5) особый порядок создания;
6) осуществление всех или части функций головной организации, в том числе функции представительства (для филиала);
7) сведения о филиале (представительстве) должны быть указаны в учредительных документах юридического лица.
В отличие от филиала, представительство, помимо вышеуказанных, обладает рядом специфических признаков:
- представительство не вправе осуществлять какую-либо финансово-хозяйственную деятельность, которая может привести к образованию доходов у головной организации (в том числе снабженческо-сбытовую, производственную (включая обслуживающие производства и хозяйства), оказывать услуги, выполнять работы, совершать операции с ценными бумагами и т.д.);
- главная задача представительства - осуществление взаимодействия между территориально удаленной головной организацией и ее контрагентами (включая госорганы) по месту нахождения представительства;
- как правило, не имеет расчетных счетов, своих печатей по причине отсутствия интенсивной хозяйственной деятельности (все хозяйственные операции сводятся к содержанию административного аппарата, обслуживанию помещения представительства, осуществлению представительских расходов и расчетам с другими подразделениями);
- представление интересов охватывает только правовую сферу деятельности организации (обмен документами с госорганами, заключение договоров, поиск необходимой для головной организации информации, предоставление информации об организации контрагентам).
Только наличие всех перечисленных выше признаков делает обособленное подразделение филиалом (представительством) в значении статьи 55 Гражданского кодекса РФ.
Иные территориально обособленные подразделения юридического лица, которые также выполняют отдельные его функции (однако не обладают совокупностью вышеперечисленных признаков), не могут быть отнесены к числу филиалов или представительств.
Несколько иное, отличное от положений гражданского законодательства, понятие обособленного подразделения организации используется для целей налогового законодательства.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Из приведенного в п. 2 ст. 11 НК РФ определения видно, что подразделение считается обособленным, если оно обладает как минимум двумя признаками:
1) территориальной обособленностью;
2) наличием стационарных рабочих мест.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «обособленное подразделение», содержащееся в Налоговом кодексе, шире, чем понятия «филиал» и «представительство» из Гражданского кодекса.
Наиболее ощутимое практическое значение теоретический спор приобретает во время налоговых проверок. Поэтому весьма интересна позиция о видах структурных подразделений, отраженная в Письме Управления МНС по Московской области от 20 июня 2000 г. № 18-23/58 «Временные методические указания об осуществлении налогового контроля филиалов и других структурных подразделений организаций». В данном письме указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации различают два вида обособленных структурных подразделений организации:
- филиалы и представительства;
- другие обособленные подразделения.
В зависимости от обязанностей по уплате налогов, которыми наделено обособленное подразделение, при постановке налогоплательщика-организации на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения присваивается соответствующий код причины постановки на учет (КПП):
02, 04 и 31 - соответственно филиал, представительство и обособленное подразделение, в отношении которого не проведена процедура оформления по п.3 ст.55 ГК РФ, исполняющие обязанности по уплате налогов и сборов;
03, 05 и 32 - соответственно филиал, представительство и обособленное подразделение, в отношении которого не проведена процедура оформления по п.3 ст.55 ГК РФ, не исполняющие обязанности по уплате налогов и сборов.
Указанная позиция подтверждает возможность создания структурных подразделений в иной форме, отличной от филиала или представительства, и соответственно, без их поименования в учредительных документах (поскольку такой порядок по ГК предусмотрен только для филиалов и представительств).
С этим выводом соглашается большинство арбитражных судов. Судебно-арбитражная практика выделяет филиалы и представительства в особую группу структурных подразделений с особыми юридическими последствиями.
Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2004 г. № Ф08-3502/04-1357А сказано, что расположение обособленных подразделений вне места регистрации и нахождения налогоплательщика не влечет признание их филиалами или представительствами без наличия остальных признаков, определенных в статье 55 Гражданского кодекса РФ.
Другой судебный акт, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2003 г. № А42-969/03-23, также указывает, что поскольку понятие «филиал» или «представительство» является более узким по отношению к понятию «обособленное подразделение», содержащемуся в статье 11 НК РФ. Кроме того, расположение обособленных подразделений вне места регистрации и нахождения налогоплательщика не влечет признание их филиалами или представительствами без наличия остальных признаков, определенных в статье 55 ГК РФ.
Заслуживающая внимания позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Чувашской Республики от 26 мая 2003 г. № А79-895/03-СК1-924: для квалификации подразделения юридического лица как филиала или представительства необходим третий признак - наделение филиалов и представительств имуществом создавшего их юридического лица (пункт 3 статьи 55 ГК РФ). Аналогичные положения имеются и в пункте 4 статьи 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Из представленного в судебном заседании Положения о структурном подразделении видно, что структурное подразделение не обладает обособленностью и не наделено имуществом. Поэтому структурное подразделение (в рассматриваемом деле - это мелкооптовый магазин) не может считаться филиалом или представительством.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что действующее российское законодательство и правоприменительная практика допускает создание обособленных подразделений в форме, отличной от указанной в Гражданском кодексе. Данное дозволение, соответственно, не приведет к применению санкций в отношении юридического лица, создавшего структурное подразделение не в форме филиала или представительства, и не указавшее его в своих учредительных документах.
Автор - Руководитель группы правового консалтинга ГК «ИРБиС».