Налоговое ведомство впервые документально обозначило свою позицию по учету длящихся расходов, вытекающих из бессрочных договоров. Но почему-то сделало это в документе с грифом «Для служебного пользования» (копия имеется в распоряжении редакции). По мнению ФНС России, такие затраты (например, на покупку бухгалтерской программы, справочно-правовой системы, подключение телефонной линии и т. д.) единовременно признать нельзя. Компания должна самостоятельно определить срок для их списания. И должна быть готова экономически обосновать этот срок в каждом конкретном случае.
НАПОМНИМ. Проблема с длящимися расходами возникла после 1 января 2006 года, когда вступила в силу поправка в пункт 1 статьи 272 НК РФ. Данный пункт гласит, что расходы при методе начисления признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки. Поправка же внесла уточнение: если сделка не содержит условий о сроке возникновения расходов и если нельзя установить конкретную связь между доходами и расходами, налогоплательщик должен распределить такие расходы самостоятельно. Еще в прошлом году налоговики сделали из уточнения вывод: длящиеся затраты обязательно следует растянуть во времени. По мнению инспекторов, компания должна определить срок списания и закрепить его в учетной политике.
И вот в слегка модифицированном виде эта точка зрения закреплена на бумаге. В письме, разосланном по территориальным налоговым органам, ФНС привела примеры длящихся расходов (на подготовку производства, на приобретение бухгалтерской программы, на консультационные услуги для использования их в будущем). И подтвердила, что такие затраты следует растягивать во времени. По мнению инспекторов, отсутствие в пункте 1 статьи 272 НК РФ конкретных сроков списания или критериев для определения сроков «фактически означает право налогоплательщика на самостоятельное распределение такого рода расходов с установлением любого срока учета суммы расхода для налогообложения в каждом конкретном случае (два месяца, шесть, полгода, год, пять лет и т.п.)». Так как формулировка весьма расплывчата, мы уточнили в ФНС России: можно ли списать расходы единовременно? «Нет, обязательно нужно установить срок списания», – ответили чиновники. В документе также подчеркнуто, что срок списания не нужно закреплять в учетной политике. Его следует определять и экономически обосновывать в каждом отдельном случае.
Мы в свою очередь по-прежнему считаем, что длящиеся расходы можно списывать единовременно. Все затраты, приведенные налоговиками в качестве примера, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. И консультационные услуги (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), и покупка бухгалтерской программы (пп. 26), и расходы на подготовку производства (пп. 34). Для таких расходов предусмотрен особый порядок списания. Они признаются на дату расчетов по договору, на последнее число отчетного (налогового) периода или на дату получения расчетных документов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Нас поддерживают и в Минфине России. «Если в договоре не указан срок использования, скажем, бухгалтерской программы, компания может выбирать: списать расходы единовременно или самостоятельно установить срок списания. То же самое относится к консультационным услугам и другим расходам, связь которых с доходами нельзя четко определить», – пояснили специалисты департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Они также заметили, что предписание налоговиков об экономическом обосновании срока практически невыполнимо. «Как можно обосновать срок списания той же программы в течение, скажем, трех лет? Конечно, компания может заявить, что через три года она ожидает появления нового программного продукта. Но какими документами она подтвердит, что новая программа появится через три года, а не через год или через пять лет?», – удивились требованию налоговиков в финансовом ведомстве.
Андрей Крылов, корреспондент «УНП»