Определив
функции и задачи службы персонала в области обеспечения кадровой
безопасности компании (см. «КП» № 3, 2003), перейдем к детальному
рассмотрению деятельности специалистов по персоналу именно под этим
углом зрения.
Начнем с
вопросов оптимального планирования персонала и задействованных
ресурсов. Под задействованными ресурсами будем понимать определенные активы
(время, финансы, интеллект), использование которых прочно связано с планированием
персонала. Перечислим только те его элементы, которые входят в сферу
экономической безопасности предприятия, хотя в целом, конечно, их
намного больше.
Планирование персонала должно
осуществляться с учетом нескольких важных принципов:
во-первых, не только по запросам подразделений вследствие роста
организации и открытия вакансий, но и с учетом разработанных критериев кадровой
безопасности;
во-вторых, грамотно и эффективно используя бюджетные инструменты
с их рамками и ответственностью;
в-третьих, в полном соответствии с темпами и потребностями
корпоративного развития.
Отсюда
напрашивается вывод: планирование персонала в полном смысле этого слова
возможно лишь на тех предприятиях, где существует стратегия его развития и,
естественно, бюджет этого развития. В противном случае, эта работа называется
текущим заполнением вакансий.
При
планировании человеческих ресурсов могут применяться и учитываться следующие
критерии: оптимальность количественного состава, баланс половых, возрастных и
образовательных групп персонала, качество квалификации и интеллектуального
потенциала. При этом также должна оцениваться адекватность запросов
подразделений общей стратегии развития другим планам предприятия.
Говоря о
критериях кадровой безопасности, необходимо совершить краткий экскурс в тему
количественных параметров экономической безопасности компании. По общему
правилу, практическая реализация концепции и стратегии экономической
безопасности осуществляется через систему конкретных мер и механизмов, которые,
в свою очередь, разрабатываются на основе анализа результатов мониторинга качественных
критериев и их количественных параметров. Для этой цели
иногда прибегают к установлению определенных «сигнальных» показателей и
указывают их пороговые значения, то есть предельные величины, выход за которые
приводит к формированию негативных тенденций в экономической и, в частности,
кадровой безопасности. Преодоление пороговых значений — сигнал к
действию по предотвращению угрозы, снижению ущерба или пресечению злонамеренных
атак.
Наивысшая
степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей
находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений.
Например,
важнейшими критериями экономической безопасности являются показатели
финансово-хозяйственной деятельности компании. Данная группа показателей
включает в себя характеристики ликвидности, финансового состояния,
оборачиваемости и рентабельности. Параметры этих категорий включаются в
финансовую составляющую экономической безопасности предприятия, а выводятся из
соответствующего управленческого учета и отчетности. Содержание основных
показателей проиллюстрировано таблицей.
Перечень основных показателей делового
состояния компании
Группа показателей
|
Наименование
показателей
|
Способ расчета
|
Характеристика
|
Пороговое значение
|
Период отчетности
|
I. Финансовые
показатели
|
1. Показатели
ликвидности
|
Коэффициент абсолютной ликвидности
|
Отношение денежных средств и ликвидных ценных
бумаг к краткосрочной задолженности
|
Какая часть текущей задолженности может быть погашена на
конкретную дату
|
0,2 — 0,3
|
Неделя
|
Уточненный коэффициент ликвидности
|
Отношение денежных средств, ликвидных ценных
бумаг и ожидаемых поступлений к краткосрочной задолженности
|
Какая часть текущей задолженности может быть погашена с учетом
дебиторской задолженности
|
0,6 — 0,7
|
Неделя
|
Общий коэффициент ликвидности
|
Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам
|
Кратность покрытия обязательств активами
|
2 — 3
|
Неделя
|
Оборотный капитал
|
Разность текущих активов и краткосрочных обязательств
|
Превышение текущих активов над обязательствами
|
Больше 0
|
Неделя
|
2. Показатели
финансового состояния
|
Коэффициент маневренности
|
Отношение источников собственных средств к валюте
баланса-нетто
|
Доля собственных источников в общем
объеме источников
|
Больше 60%
|
2 недели
|
Коэффициент финансирования
|
Отношение собственных источников к заемным
|
Какая часть деятельности предприятия финансируется за счет
собственных средств
|
Больше 1
|
2 недели
|
Коэффициент обеспечения внеоборотных активов
|
Отношение суммы основных средств и внеоборотных активов к
собственным средствам
|
В какой степени внеоборотные активы обеспечиваются собственными
средствами
|
Меньше 1
|
2 недели
|
3. Оборачиваемость
|
Коэффициент общей оборачиваемости
|
Отношение объема чистой выручки к средней стоимости активов
|
Сколько раз за период совершается полный цикл производства
|
*
|
1 раз в период
|
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
|
Отношение объема чистой выручки к средней величине постоянного
капитала
|
Скорость оборота постоянного капитала
|
|
1 раз в период
|
4. Рентабельность
капитала
|
Рентабельность всех активов по балансовой прибыли
|
Отношение балансовой прибыли к средней величине стоимости
активов
|
Сколько денежных единиц затрачено для получения рубля прибыли
|
|
Месяц
|
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли
|
Отношение чистой прибыли к средней величине собственного
капитала
|
Количество чистой прибыли на каждый рубль вложений
|
|
Месяц
|
Рентабельность функционирующего капитала
|
Отношение выручки от реализации к средней величине
функционирующего капитала
|
Рентабельность производственной деятельности
|
|
Месяц
|
5. Рентабельность
продаж
|
Рентабельность всех операций по балансовой прибыли
|
Отношение балансовой прибыли к сумме чистой выручки
|
Эффективность деятельности производства
|
|
Месяц
|
Показатели чистого дохода
|
Отношение суммы амортизации основных средств и нематериальных
активов и чистой прибыли ко всей выручке
|
Сколько копеек чистого дохода получено с рубля выручки
|
|
Месяц
|
II. Кадровые и
интеллектуальные показатели
|
1. Численный состав
|
Среднесписочная численность персонала и его групп
|
Общая численность и численность групп к общему числу
|
Динамика изменений, текучесть кадров
|
|
Месяц
|
Качество персонала
|
Удельный вес возрастных, социальных, квалификационных групп
|
Динамика изменений, характеристика качества персонала
|
|
Месяц
|
2. Эффективность
использования персонала
|
Производительность труда
|
Доли выручки, валовой и чистой прибыли в расчете на одного
работающего
|
Эффективность использования трудовых ресурсов
|
|
Месяц
|
3. Состояние
мотивационной системы
|
Показатели средней зарплаты предприятия и его групп
|
Средние значения оплаты труда по предприятию и профессиональным
группам
|
Динамика развития мотивационной системы
|
|
3 месяца
|
Показатели других составляющих мотивационной системы
|
Затраты на удовлетворение социальных и иных производственных
потребностей
|
Динамика, доля стоимости затрат непроизводственной сферы
|
|
3 месяца
|
4. Состояние
квалификации и интеллектуального потенциала
|
Показатели повышения уровня квалификации
|
Затраты на обучение
|
Динамика затрат и результатов
|
|
3 месяца
|
Показатели образовательного состава
|
Показатели по образовательным группам, научным званиям и т.п.
|
Качество образовательного уровня
|
|
3 месяца
|
Показатели творческого потенциала
|
Количество изобретений и рационализаторских предложений (всего и
на одного работника)
|
Качество интеллектуального потенциала
|
|
3 месяца
|
* Часть пороговых значений читателям предлагается определить
самостоятельно.
Главными
группами критериев непосредственно кадровой безопасности являются:
I. Показатели численного состава персонала и его динамики.
II. Показатели квалификации и интеллектуального потенциала.
III. Показатели эффективности использования персонала.
IV. Показатели качества мотивационной системы.
Установив
специальные критерии и определив их параметры, служба персонала, кроме того,
обязана:
1) обеспечить разработку текущих и плановых значений показателей
кадровой безопасности для целей стратегического и оперативного планирования;
2) осуществлять постоянный мониторинг установленных показателей
в сфере своей ответственности;
3) предоставлять с различной периодичностью и в определенном
объеме данных отчетность по состоянию «своих» критериев;
4) немедленно сообщать в орган управления и службу безопасности
при получении сигнала о негативном отклонении значения показателя либо об
изменении направления тенденций за плановые величины;
5) принимать участие в разработке и реализации сценариев и мер
по стабилизации параметров и т.д.
Сам же
мониторинг осуществляется в целях выявления и прогнозирования негативных
воздействий на интересы и объекты экономической безопасности. Очевидно, что
неблагоприятные явления и процессы могут быть выражены:
- в отклонении величин
установленных контрольных показателей от
пороговых в отрицательную сторону;
- в увеличении амплитуды динамики
установленных показателей на величины больше допустимых;
- в возникновении необъяснимых
финансовых, технологических и информационных явлений и процессов;
- в наступлении форс-мажорных
обстоятельств;
- в необъяснимом или
отрицательном поведении отдельных сотрудников и групп;
- в возникновении конфликтных
ситуаций между внутренними, а также с внешними субъектами бизнеса;
- в подозрительном интересе со
стороны внешних субъектов к деятельности компании, подразделения, объекта,
к его персоналу, руководству, информации, материальным и денежным
средствам;
- в фактах хищений, повреждений
имущества, пропаже денег и документов, других неправомерных действиях;
- в попытках несанкционированного
доступа и использования внутренней информации;
- в возникновении проблем личной
безопасности сотрудников и т.п.
При этом понятно,
что все сотрудники обязаны немедленно сообщать о таких отклонениях в службу
безопасности, а в отдельных случаях, указанных во внутренней документации, —
непосредственно руководству. Непринятие соответствующих мер влечет определенную
ответственность.
Итак, если
предприятие имеет систему подобных параметров и механизм реакции, планирование
персонала также осуществляется с учетом таких параметров по кадровой
составляющей.
Один из
критериев группы «Показатели численности персонала» — оптимальность количественного
состава. Цифра здесь — разнообразные соотношения общей и среднесписочной
численности персонала и его групп. Она характеризует динамику соответствующих
изменений, например, текучесть кадров по предприятию, его подразделениям и
другим позициям. Текучесть персонала задается определенным параметром:
столько-то человек в квартал по такой-то должности в группе производственных
подразделений — допустимо; если результат выше — плохо и это должно
расцениваться как нарушение в системе кадровой безопасности.
Похожие расчеты
ведутся и при определении баланса половых, возрастных и образовательных групп
персонала. Они характеризуют и соответствие запланированной сбалансированности,
и динамику изменений.
Если подобная
система критериев кому-то кажется сложной и громоздкой, то, скорее всего, ваше
предприятие еще не доросло до такой количественной оценки своей деятельности и
такого способа прогнозирования проблем, в чем нет абсолютно ничего ущербного.
Следующий
элемент планирования персонала в разрезе кадровой безопасности — разработка меро-приятий усиления конкурентоспособности. Что это такое?
Конечно же, это обучение, повышение квалификации, переподготовка и иные формы
развития компетенции персонала. При этом нельзя в своих планах обходить
повышение компетентности руководства и непосредственно сотрудников служб
персонала и безопасности. Любое образование работников — это стабильность
компании.
Отдельно можно
отметить участие службы персонала в планировании тренировок персонала по
действиям в экстренных и форс-мажорных ситуациях. Ее участие должно быть самым
непосредственным — в форме включения таких занятий в общефирменные планы.
Планирование
привлечения внешних консультантов по вопросам управления, кадрового
менеджмента, мотивации, психологии является дополнительным способом развития
компании и усиления ее безопасности. И эти мероприятия нужно включить в план.
Безусловно,
следует планировать корпоративные ресурсы на обучение, мотивацию, аттестацию и
другие функции организации и управления персоналом. Это к разговору о
задействованных ресурсах — вот и они. Кроме того, инициирование планирования
иных смежных ресурсов и затрат, например, на обеспечение техники безопасности и
охраны труда при развитии персонала, на подготовку и обеспечение рабочих мест и
т.д.
Таким образом,
мы рассмотрели не процедуру (она у каждого своя), а элементы планирования
персонала, непосредственно связанные с безопасностью компании. От того,
насколько полно будут учтены эти ресурсы, насколько полно и качественно такие
планы будут отрабатываться и насколько результат будет
соответствовать плану и прогнозам, настолько критично можно подходить и к
оценке деятельности службы персонала. А если мы еще обратим внимание на
точность расходования запланированного, согласованного и выделенного бюджета,
то определим профессионализм специалистов по управлению персоналом.
Планирование
персонала — отправная точка обеспечения кадровой безопасности, и этому этапу
работы с «живым ресурсом» необходимо уделить достойное внимание.