Н. Горшенина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»
Не платить налог на прибыль и при этом регулярно получать деньги на расчетный счет – для многих подобная ситуация остается мечтой. Между тем фирмам, занимающимся экспортом, очень повезло. У них есть законная схема, которая нашла поддержку даже у судей.
Гражданский кодекс предусматривает, что любая предпринимательская деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 ГК). В то же время коммерция связана с немалыми рисками, и в результате фирма может в лучшем случае сработать с нулевым итогом. Редкий случай? Отнюдь. Такая ситуация не кажется странной для тех компаний, которые занимаются экспортом. Они вполне могут получать даже от «убыточных» операций приличные деньги.
Так ли вреден убыток?
При экспорте, как известно, применяется нулевая ставка НДС (ст. 164 НК), причем сама сумма уплаченного налога впоследствии возмещается из бюджета. Для этого надо лишь представить в инспекцию документы, указанные в статье 165 Налогового кодекса. К ним, в частности, относятся:
контракт с иностранной компанией или его копия;
выписка банка или ее копия;
таможенная декларация с отметками российской таможни;
копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками о вывозе товаров за пределы России.
Таким образом, обосновав применение нулевой ставки, можно рассчитывать на возмещение НДС из бюджета. Его сумма как раз и будет являться прибылью компании, причем налог на прибыль с нее платить не надо. Заметим, что НДС должны вернуть независимо от того, как закончилась сделка для фирмы: убытком или нет.
Конечно, если финансовый результат окажется «отрицательным», то инспекторы усомнятся в добросовестности компании и начнут детальную проверку; могут даже просчитать рентабельность сделки и другие показатели. Однако в итоге они будут вынуждены уступить и перечислить-таки сумму НДС на расчетный счет фирмы. Почему?
Все достаточно просто. В Налоговом кодексе сказано, что в отношении налогоплательщиков действует презумпция добросовестности (п. 7 ст. 3 НК). Следовательно, сам по себе экспорт товара по цене ниже стоимости его приобретения у российского поставщика не может свидетельствовать о недобросовестности компании и рассматриваться в качестве объективного признака недобросовестности. На это указал Президиум ВАС в постановлении от 28 февраля 2006 г. № 13234/05.
Прибыль, свободная от налогов
Правда, иногда инспекторы забывают о своих обязанностях соблюдать Налоговый кодекс и, в частности, о законном праве компании на возмещение «экспортного» НДС. В результате судьям приходится периодически напоминать им об этом. В мае 2006 г. ФАС Центрального округа в постановлении по делу № А35-3899/05-С29 пришел к выводу, что понятие «экономическая выгода» применяется исключительно для целей расчета налога на прибыль. А вот к НДС этот термин никакого отношения не имеет.
Несмотря на это обстоятельство, другая инспекция продолжала упорно отказываться возмещать налог компании только потому, что у той не было прибыли от сделки. Фирме пришлось дойти до высшей судебной инстанции, прежде чем истина восторжествовала.
В данном случае цена реализации товара как раз была даже ниже покупной стоимости, поэтому неудивительно, что налоговики указали на отсутствие экономической выгоды. Инспекторы утверждали, что при определении стоимости товара имеет значение как общий размер денежных средств (с учетом НДС), уплаченных фирмой своему российскому поставщику при приобретении, так и объем выручки, полученной компанией от своего иностранного контрагента.
Представители фирмы, однако, считали, что НДС, уплаченный российскому поставщику при покупке товара, не должен включатся в его цену при определении экономической выгоды от совершенной сделки.
Именно эту позицию и поддержал Президиум ВАС (постановление от 20 июня 2006 г. № 3946/06), обосновав свое решение следующим образом.
Согласно статье 41 Налогового кодекса, доходом считается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которая определяется в соответствии с главой 25 этого документа. При этом в состав базы по налогу на прибыль не включается экспортный НДС (п. 1 ст. 248, п. 2 ст. 254 НК).
Таким образом, при экспорте товаров, фирма получит экономическую выгоду от сделки, если выручка от его реализации будет выше расходов, уменьшенных на НДС. Другими словами, стоимость сделки состоит из расходов, налогооблагаемой прибыли и налога на добавленную стоимость. Если прибыль «нулевая», то выручка все равно покрывает расходы, а значит, выгода все-таки есть и равна НДС.
Хотелось бы заметить, что «играть» ценами все же надо осторожно. Ведь инспекция вправе проверить не только экономическую выгоду, но и правильность применения цен. В частности, попасть под подозрение можно, если цена отклоняется более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам в течение непродолжительного времени (ст. 40 НК). Но это уже совсем другая история.