А. Ильина, эксперт ПБ
Наверное, многим знаком принцип Парето, который гласит, что 80 процентов оборота компании приносят 20 процентов ее постоянных покупателей. А для того чтобы привлечь и удержать клиентов, многие фирмы используют дисконтные карты.
В настоящее время маленькие кусочки пластика получают все большее распространение. Это связано с тем, что они стимулируют людей к приобретению товаров (услуг) у той фирмы, которая предлагает скидки. Значит, у компании увеличивается круг покупателей и выручка от реализации продукции (услуг).
Если фирма, работающая в розницу, решит привлечь клиентов указанным способом, перво-наперво ей следует разработать положение о дисконтных картах. Этот документ должен быть доступен для всех контрагентов, скажем, его можно вывесить на видном месте. Для оптовиков логичным было бы прописать размер дисконта в контракте. Заметим, что с сотрудниками, которые участвуют в выпуске, учете, хранении и выдаче карточек следует заключить договор о полной материальной ответственности (такие работники входят в перечень, утвержденный постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85).
Подарить или продать
Порядок операций, связанных с дисконтными картами, в бухгалтерском и налоговом учете напрямую зависит от того, каким образом компания передает их клиентам. Карточки можно предоставить бесплатно, к примеру, при покупке продукции (услуг) на определенную сумму. Но фирма вправе и продать «дисконтный» пластик за некоторую, чаще всего небольшую, сумму.
В налоговом учете продажа карточек отражается в обычном порядке. Однако при их бесплатной передаче у бухгалтера компании возникают проблемы.
Налог на прибыль
Так, инспекторы часто не признают расходы на изготовление пластиковых карт, ссылаясь на безвозмездность передачи (п. 16 ст. 270 НК РФ) и необоснованность трат (п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако, по нашему мнению, говорить о безвозмездности здесь не приходится. Вот почему. Передача карты совершается только при условии покупки на определенную сумму, а это противоречит понятию безвозмездного договора (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Что касается обоснованности расходов, доказательством служит то, что данные траты направлены на дальнейшее получение и увеличение дохода. В этой связи затраты по изготовлению дисконтных карт фирмы могут с полным правом учитывать в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
НДС
Чаще всего организации заказывают изготовление карточек у специализированной компании. При производстве карточек исчисление НДС производится в общеустановленном порядке. Налоговики с этим не спорят. Но при передаче пластиковых кусочков клиенту ситуация в корне меняется. Нередко инспекторы доначисляют налог и пени, ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса. В нем сказано, что безвозмездная передача права собственности признается реализацией товара, которая облагается НДС. Однако такая позиция не выдерживает критики. Ведь, руководствуясь письмами Минфина (от 4 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/18 и от 25 марта 2005 г. № 03-06-05-04/74), можно сделать вывод, что объекта налогообложения здесь не возникает, поскольку карточка – это не товар. Кроме того, обезопасить себя можно и по-другому. В положении о дисконтных картах (либо на ней самой) нужно зафиксировать, что даже после ее вручения пользователю, карточка остается в собственности торговой (сервисной) организации. К слову сказать, так поступает большинство крупных торговых организаций.
Налог на доходы
У торговой (сервисной) фирмы не возникает обязанностей налогового агента по налогу на доходы. Ведь материальная выгода возникает только у физических лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к организации, например у ее работников (подп. 2 п. 1 ст. 212 НК РФ).
Для большей наглядности проиллюстрируем на примере отражение операций, связанных с дисконтными картами в бухгалтерском учете.
Пример
ООО «Лакомка» в июле заказала специализированной организации изготовить 1000 штук дисконтных пластиковых карт. Стоимость изготовления составила 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.). Карты реализуются покупателям по цене 90 руб. за штуку и дают им скидку в размере 10 процентов от стоимости товара. В первый месяц продано 800 карт и реализовано товаров на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). Их себестоимость – 600 000 руб. Сумма предоставленных по дисконтным картам скидок составила 50 000 руб., поскольку не все клиенты предъявили карточки.
Дебет 60 Кредит 51
– 11 800 руб. – перечислены деньги за изготовление пластиковых дисконтных карт;
Дебет 41 Кредит 60
– 10 000 руб. – оприходованы дисконтные карты;
Дебет 19 Кредит 60
– 1800 руб. – отражена сумма входного НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1800 руб. – принят к вычету НДС;
Дебет 50 Кредит 91-1
– 72 000 руб. (90 руб. x 800 шт.) – проданы дисконтные карты покупателям;
Дебет 91-2 Кредит 41
– 8000 руб. (10 000 руб. : 1000 шт. ) 800 шт.) – списана стоимость проданных карт;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 10 983 руб. (72 000 руб. ) 18/118) – начислен НДС при продаже дисконтных карт.
Величина выручки от реализации товаров определяется с учетом всех предоставленных скидок (подп. 6.5 п. 6 ПБУ 9/99). Это означает, что предоставляемая организацией скидка (в том числе по дисконтным картам) автоматически уменьшает выручку.
Бухгалтер сделал следующие записи:
Дебет 50 Кредит 90-1
– 1 130 000 руб. (1 180 000 – 50 000) – получена выручка от реализации товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 172 373 руб. – отражен НДС со стоимости реализованных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 600 000 руб. – списана себестоимость товаров;
Дебет 90-9 Кредит 99
– 357 627 руб. (1 130 000 – 172 373 – 600 000) – отражена прибыль от реализации товаров.
Заметим, что при бесплатной передаче дисконтных карт клиентам, все операции проводятся по счету 10 субсчет «Дисконтные карты». Это связано с тем, что учитывать такие карточки как товар нельзя.
Оборотная сторона щедрости
Существуют простые и накопительные пластиковые карты. Как правило, по первым размер скидок невелик (от 3 до 15 процентов). А вот по накопительным системам размер дисконта может доходить и до 50 процентов. Следует помнить, что разница между ценой с учетом скидки и рыночной ценой идентичных товаров (услуг) должна быть не более 20 процентов (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). В противном случае налоговые инспекторы вправе придти на фирму с ревизией и проверить правильность применения цен. Однако такое отклонение не свидетельствует о несоответствии применяемых цен рыночному уровню и занижении базы по налогам.
С этим согласны и арбитры (постановления ФАС Поволжского округа от 3 мая 2005 г. по делу № А65-18723/ 2004-СА2-34 и ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2006 г. по делу № А21-780/2005-С1). Проверяющие могут доначислить налог и пени только в том случае, если докажут, что цена не вписывается в установленный предел рыночных показателей. Однако сделать это им бывает достаточно сложно, ввиду того, что в законодательстве прямо предусмотрено: рыночная цена может формироваться с учетом скидок (п. 3 ст. 40 НК РФ).
Необходимо подтвердить
Применение вышеназванных скидок организация должна обосновать. Для этих целей служит маркетинговая политика, в которой нужно прописать необходимость применения дисконта. Заметим, что при определении рыночной цены в законодательстве указан «стандартный набор» скидок. Но каждая компания может применять дисконт, не предусмотренный в кодексе (к примеру, индивидуальные скидки новым клиентам). Их тоже надо указать в упомянутой политике. Кроме того, следует отметить: способы, условия распространения, цены на пластиковые карты и период применения дисконтных программ.
Помимо этого условия применения скидок следует зафиксировать во внутрифирменных актах. Руководитель вправе издать распоряжение следующего содержания:
«В рамках проводимой организацией маркетинговой политики, направленной на увеличение роста объема продаж и расширение круга потенциальных клиентов, установить предоставление накопительных скидок в размере 20% при совокупной стоимости приобретенных товаров на сумму 50 000 руб. и более; в размере 25% – 65 000 руб. и более; в размере 30% – 85 000 руб. и более».
В отсутствие указанных документов инспекторы чаще всего не принимают во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику и привлекают фирму к налоговой ответственности.
Хотелось бы отметить, что избежать неприятностей поможет использование «скрытых», а не явных скидок. Так, клиенту, который накопил определенную сумму на «балансе», можно предоставить не скидку в размере 25–50 процентов, а бесплатную доставку, сервисное обслуживание и консультации.
Дисконтная система
Компании вправе заключить соглашение о вступлении в дисконтную систему. Тогда карты будут выпускаться и обслуживаться централизованно через специализированную организацию. При этом фирме-новичку придется заплатить первоначальный взнос и выплачивать обслуживающему предприятию либо фиксированную сумму, либо процент с продаж по дисконтам. Вступительный и регулярные платежи относятся к расходам на продажу. Ведь они направлены на увеличение оборотов. При этом постоянные выплаты отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с соответствующими счетами. А вот первоначальный взнос следует сначала отразить в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включать в затраты на продажу. Срок, в течение которого будет списываться взнос, зависит от продолжительности действия дисконтной карты.
В целях налогообложения прибыли указанные затраты относят к прочим расходам (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если фирма применяет метод начисления, то регулярные платежи включают в затраты того периода, в котором они начислены. А вступительный взнос списывается на расходы равномерно в течение времени участия компании в дисконтной системе (п. 1 ст. 272 НК РФ). Если же организация применяет кассовый метод, то все платежи учитываются в затратах сразу после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Минфин России считает, что дисконтная карта не является товаром (письмо от 4 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/18). Он обосновывает свою точку зрения тем, что при покупке карточек оплачивается не она сама, а услуга, которая ею удостоверяется. Значит, карта – это лишь способ оплаты. Однако в письме от 25 марта 2005 г. № 03-06-05-04/74 Минфин называет карточки продукцией собственного производства, которая может реализовываться в виде товара. В итоге получается такая ситуация: выпуская карты, фирма производит вещь. Но при передаче покупателю она становится формой оплаты услуг. То есть пластиковая карточка представляет собой договор, который дает ее держателю право на покупку товара (услуги) со скидкой при определенных обстоятельствах (предъявлении карты, покупке на определенную сумму).
На клиентов, которые владеют дисконтными картами, фирме следует вести лицевые счета. Эта мера позволит определить, какова реализация товаров (услуг) с учетом и без учета скидки. Для этого достаточно выдать покупателям обычные карточки со штрих-кодом. Они наиболее дешевы в производстве и обслуживании по сравнению с другими видами пластиковых карт (с магнитной полоской и микросхемой).