Оксана Гончарова
Анастасия Дагаева
Сотрудникам, работающим у компьютера, положен не только стул, но и подставка для ног. От женщины-работницы нельзя требовать более 100 поклонов за смену. Среди бюрократических норм, регламентирующих организацию труда, есть немало забавных и откровенно нелепых. И их в принципе можно игнорировать — с проверками приходят нечасто. Самую большую опасность представляют работники, которые могут использовать огрехи для шантажа работодателя.
Несколько месяцев назад руководство издательства “Комсомольская правда” получило предписание Московской инспекции труда обеспечить своим сотрудникам прохождение обязательного медицинского осмотра. Казалось бы, в этом ничего удивительного нет. Согласно “Гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы” (утверждены главным российским санитарным врачом 30 мая 2003 г.) такие осмотры служащие должны проходить каждый год. Между тем многие работодатели полагают, что эти нормы добавляют лишних хлопот, и всячески стараются избежать ответственности за их несоблюдение, говорит Наталья Вольская, главный государственный инспектор труда по Москве.
“Комсомолка”, по ее словам, после проверки инспекции обратилась в суд с требованием приостановить действие ее предписания, основываясь на том, что “выпуск изданий и распространение газеты не связано с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда”. “В нашем случае такой необходимости нет, — пояснил директор издательства по правовым вопросам Александр Иванов. — Во-первых, все сотрудники издательства обеспечены медицинской страховкой, во-вторых, есть требования трудового законодательства об обязательных медицинских обследованиях, но мы под категорию таких работников не подпадаем”.
“Гигиенические требования” содержат и другие нормы. Расстояние между рабочими столами с мониторами не должно быть менее двух метров, а рабочие места сотрудников, выполняющих “творческую работу”, должны изолироваться перегородками. Нормы предполагают также наличие у каждого “взрослого пользователя ПЭВМ” (персональная электронно-вычислительная машина) подставки для ног и стула, который должен подбираться с учетом его роста, характера и продолжительности работы. Все, кто работает с компьютером более четырех часов в день, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. Отдельная норма касается беременных женщин: их время работы с компьютером не должно превышать трех часов за рабочую смену.
Теоретически к женщинам работодатели должны относиться с особым вниманием. Так, согласно санитарным и правилам нормам (СанПиН) “Гигиенические требования к условиям труда женщин” сотрудница должна за смену совершать не более 100 вынужденных наклонов под углом более 30 градусов и перемещаться в пространстве пешком на расстояние не больше 10 км. СанПиН также регламентирует объем интеллектуальных нагрузок женщин. Дамам предписано поручать “решение простых альтернативных задач по инструкции”.
Татьяна Славнова, HR-директор группы компаний Divizion (продажа цифровой техники, оборудования и аксессуаров для сотовой связи), считает, что подобные нормы и правила выглядят нелепыми в современных условиях, потому что были рождены в “советской действительности”. Например, требовать подставки для ног ныне странно — офисные стулья регулируются по высоте и подставка просто не нужна. “Но норма осталась”, — заключает она.
Незаметные правила
“Спящих” норм, регламентирующих условия труда, которые редко применяются на практике, довольно много. Одна из них — постановление Минтруда и Минобразования от 13 января 2003 г., предписывающее всем работникам и руководителям организаций каждые полгода проходить обязательное обучение по охране труда и каждые три года проверять эти знания.
При этом и за обучение, и за контроль проверяемые должны расписываться — это, к примеру, снимает ответственность с работодателя в случае ЧП, произошедшего из-за несоблюдения этих норм. Но большинству компаний, особенно западным, это кажется несовременным, говорит Ольга Суворова, управляющий партнер компании Suvorova & Partners Executive Search. Охрану труда никто не отменял, но абсурда [среди действующих требований] много, отмечает Александр Разуваев, председатель совета директоров Московского комбината шампанских вин. По его словам, условия труда меняются, однако СанПиНы остаются такими же, как и 50 лет назад. Например, на рабочего полагается одна пара перчаток в месяц. “На самом деле она изнашивается чуть ли не за день, — рассказывает Разуваев. — Я не могу оставить людей без перчаток, однако все, что покупается сверх нормы, в расходы компании не спишешь”. Та же проблема и с другой спецодеждой. Теплые куртки грузчикам следует выдавать один раз в три года, в действительности — намного чаще, утверждает он. А это опять для компании дополнительные расходы. Требования вроде определенного количества наклонов за смену Разуваев и вовсе не берет в расчет. По таким мелочам не придираются даже проверяющие инспекторы, говорит бизнесмен. Они реагируют на существенные факты — к примеру, полученная на производстве травма. Разуваев признается, что “не просто все делать по закону, работодатели стараются совсем формальные правила потихоньку обходить”. А Славнова из Divizion полагает, что “комфортные условия труда”, которые различные ГОСТы и СанПиНы регламентируют, сегодня обеспечиваются работодателями автоматически, поскольку компании заинтересованы в эффективном труде персонала.
Час расплаты
Халатное отношение компаний к ГОСТам и СанПиНам чревато не самыми серьезными последствиями. Согласно ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение требований охраны труда на работодателя может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 МРОТ (30 000-50 000 руб.). Если же руководитель предприятия не принял меры к устранению заведомо известного ему нарушения и это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека либо его смерть, то согласно ст. 143 Уголовного кодекса он может быть привлечен к уголовной ответственности, отмечает партнер коллегии адвокатов “Барщевский и партнеры” Наталия Барщевская.
Но дело не обязательно должно дойти до трагедии, чтобы компания, в которой не соблюдают различные “спящие” нормы и правила организации трудового процесса, за это поплатилась. Невнимательностью легко могут воспользоваться и собственные сотрудники для защиты своих интересов в критической ситуации.
Дмитрий Кофанов, юрист, консультант Центра профессионального развития NS Consulting, вспоминает случай, произошедший с его клиентом — руководителем отдела российского представительства крупной иностранной компании. После смены руководства тому предложили уволиться по собственному желанию, и, поскольку он не согласился, его пытались уволить за прогулы, бдительно отслеживая время его прихода и ухода с работы.
В ответ подчиненный обратился к своему руководству с письмом, в котором перечислил все нарушения трудового законодательства, имевшие место в этой компании, — в том числе и тот факт, что ни один ее сотрудник, работающий с компьютером, не проходил ни одного медицинского осмотра. Угроза подействовала: увольнение прошло “по соглашению сторон” и работодатель заплатил работнику отступные в размере шести его окладов.
Еще сложнее, если в компании нарождается профсоюзное движение. Алексей Этманов, лидер профсоюза рабочих завода Ford во Всеволожске Ленинградской области, говорит, что “гигиенические и другие требования к условиям труда — это хорошие вещи, их разрабатывали ученые, они не появились на пустом месте”. Поэтому Этманов сейчас работает над заключением коллективного договора с администрацией завода, в котором соблюдение этих норм будет “прописано отдельным пунктом”. “Сделаем так, чтобы они были необсуждаемы, — уверен Этманов. — Сегодня зарабатываешь деньги, а завтра — на больничной койке. Кому это надо?”