Павел Барышев, корреспондент «УНП»
Ряд разъяснений по теме применения контрольно-кассовой техники издали два уральских налоговых управления - по Пермскому краю и Оренбургской области. Фискалы оформили разъяснения в виде информационных сообщений, в которых приведены ответы на частые запросы предпринимателей и организаций.
Бланк или чек?
Одним из самых популярных вопросов, поступающих налоговикам, является вопрос о возможности выдачи бланка строгой отчетности вместо кассового чека при осуществлении того или иного вида деятельности. В информационном сообщении Управления ФНС России по Пермскому краю от 19.06.06 инспекторы рассказали о том, имеет ли право применять «строгие» бланки организация, которая оказывает населению услуги по разработке эскизов и оформлению интерьера жилых помещений.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ сказано, что предприниматели и организации могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. При этом порядок утверждения формы таких бланков устанавливается Правительством РФ. В пункте 2 постановления Правительства РФ от 31.03.05 № 171 говорится, что все ранее утвержденные бланки можно применять до принятия правительством новых форм бланков. Таким образом, организации, которые оказывают населению услуги по разработке эскизов и оформлению интерьера жилых помещений, вправе использовать строгие бланки БО-1, БО-2 и БО-3, утвержденные письмом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33. (Сюжет об этом письме на БухСМИ.ру)
Со своей стороны дополним, что те формы бланков строгой отчетности, которые утверждены не Правительством РФ, а различными министерствами и ведомствами, можно использовать только до 1 января 2007 года. Об этом прямо сказано в пункте 2 упоминавшегося выше постановления № 171. И если кабинет министров до начала следующего года не утвердит новые формы бланков для услуг по оформлению интерьера жилых помещений, то организации, оказывающие такие услуги, будут вынуждены применять контрольно-кассовую технику.
Исключенные из реестра, но не из обихода
Другой вопрос, который также очень часто задают налоговикам, звучит примерно следующим образом: если кассовый аппарат исключен из государственного реестра, то означает ли это, что его пора менять на новый? В информационном сообщении Управления ФНС России по Пермскому краю от 22.05.06 указано, что в замене нет необходимости в том случае, если не истек срок полезного использования (нормативный срок амортизации) кассового аппарата. Ведь об этом черным по белому написано в пункте 5 статьи 3 закона № 54-ФЗ. Соответственно владелец такого кассового аппарата может, к примеру, свободно перевозить ККТ на новую торговую точку и беспрепятственно перерегистрировать аппарат в налоговых органах. Такую возможность также подтверждает и письмо ФНС России от 20.05.05 № 22-3-11/908.
Управление ФНС России по Оренбургской области в информационном сообщении от 19.06.06 развило тему применения снятых с регистрации кассовых аппаратов. В частности, фискалы напомнили о сроке полезного использования контрольно-кассовой техники. Согласно Классификации* основных средств, включаемых в амортизационные группы, контрольно-кассовая техника включена в IV группу со сроком полезного использования от пяти до семи лет.
Кроме того, оренбургские областные налоговики отметили, что исключенную из государственного реестра ККТ с неистекшим сроком полезного использования можно не только перевезти на новое место «работы», но и продать другому предпринимателю или организации. Такой же позиции придерживается и Минфин России в письме от 10.02.06 № 03-01-15/1-30.
* Утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.