Василя Бикбаева, эксперт «Консультанта»
Налог на добавленную стоимость всегда был предметом споров между контролерами и компаниями. В этот раз ФНС предложила пересмотреть принцип уплаты НДС «по отгрузке», который был введен с 1 января 2006 года. По мнению инспекторов, право компаний на вычет по НДС все же должно зависеть от факта оплаты отгруженной продукции. Бизнес-сообщество в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выступило против новых требований проверяющих.
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса» установил, что с 1 января 2006 года все компании должны уплачивать НДС по более ранней из двух дат – отгрузки или оплаты. По мнению Министерства финансов, единый метод расчета налога на добавленную стоимость упрощает его администрирование. Главные финансисты считают, что компаниям теперь легче определять выручку для налогообложения и вести учет счетов-фактур.
Но ФНС отметила, что новый порядок снизил эффективность налогового контроля. Инспекторы предложили предоставлять фирмам вычет по НДС лишь по факту оплаты товаров, работ или услуг. Другими словами, компании должны платить налог при отгрузке товара, а вычет по нему получать лишь после того, как деньги поступят на счет.
Российский союз промышленников и предпринимателей настаивает, что право на вычет по НДС не должно зависеть от факта оплаты отгруженной продукции. Глава РСПП Александр Шохин заметил, что, если планы ФНС претворят в жизнь, фирмам и коммерсантам станет значительно сложнее работать. Ведь они начисляют налог непосредственно в момент отгрузки товара, а оплату за него, как правило, получают с задержкой. Очевидно, что при такой практике у компаний неизбежно возникают значительные кассовые разрывы. Фирмы на долгие месяцы лишаются существенной части оборотных средств.
По словам г-на Шохина, РСПП разработал поправки в Налоговый кодекс, которые призваны решить проблему с вычетами по НДС. В ближайшее время они будут направлены в правительство и Государственную думу.
Неоднозначные изменения
С 1 января 2006 года компании потеряли право самостоятельно выбирать способ начисления налога на добавленную стоимость. Напомним, ранее их было два – «по отгрузке» и «по оплате». В итоге фирмам, которые рассчитывали налог по последнему варианту, пришлось пересматривать свои взаимоотношения с контрагентами. Ведь дата отгрузки товаров у таких компаний может не совпадать с моментом поступления денег по договору. Теперь фирмы вынуждены перечислять налог в бюджет до получения оплаты по сделке, то есть фактически авансом. Поэтому компаниям приходится платить НДС за счет собственных средств, а не из поступлений от покупателей продукции. Понятно, что чем выше задолженность последних, тем больше денег фирмы вынуждены отвлекать из оборота для уплаты налога в бюджет. А это, в свою очередь, может негативно сказаться на их платежеспособности.
В новых условиях особенно тяжело приходится фирмам, которые выпускают продукцию, используя собственную производственную базу, или добывают природное сырье. «Часто “входной” НДС у таких компаний невелик, – заметил Левон Овсепян, генеральный директор ООО “Фаэтон”. – А значит, платить налог в бюджет им приходится за счет собственных финансовых ресурсов. Компенсировать отвлеченные средства компаниям удастся лишь значительно позже, когда поступят деньги от покупателя. Например, среди крупных торговых сетей распространена практика задерживать оплату поставок на два–шесть месяцев. При этом то, что продавец уплатил налог с предварительной оплаты, вовсе не означает, что покупатель сможет принять его к вычету. Ведь, как и прежде, для этого нужен счет-фактура».
На первый взгляд, в работе компаний, которые и ранее применяли метод начисления «по отгрузке», ничего не изменилось. На деле нововведения затронут все фирмы. Предположим, у организации много поставщиков, которые ранее определяли базу по налогу на добавленную стоимость «по оплате». При этом фирма работала с ними на условиях отсрочки платежа. Когда компании-поставщики перешли на уплату НДС «по отгрузке», их налоговое бремя увеличилось. В результате они встали перед выбором: привлекать дополнительное финансирование или существенно менять условия своей работы. Вероятно, поставщики будут сокращать запасы, требовать стопроцентной предоплаты товара. Покупателям это очень невыгодно.
Очевидно, что с проблемами столкнутся прежде всего фирмы, у которых недостаточно оборотных средств, а таких большинство. При этом для компаний с крупной дебиторской задолженностью предусмотрен переходный период на два года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).
Появились новые проблемы
По мнению Елены Алексеевой, начальника отдела мониторинга и налогового администрирования ОАО «Суал-Холдинг», проблемы у компаний будут возникать в основном именно в переходный период. «Так, не урегулированы ситуации, – заметила она, – когда фирма, которая определяла в 2005 году НДС “по отгрузке”, оплачивает товары в 2006 году до истечения полугодичного срока (п. 10 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ). Вероятно, в таких случаях предъявлять к вычету суммы НДС нужно в период оплаты товара. Ведь к отношениям между компаниями, которые возникли до вступления в силу изменений Налогового кодекса, не должны применяться нормы, ухудшающие их положение».
Кроме того, фирмам следует вести раздельный учет поставок товаров, деньги за которые они получили до 2005 года, в течение 2005 года и которые еще не оплачены. Безусловно, это дополнительная нагрузка для фирм.
«Следует заметить, что с 2006 года, когда компания определяет налоговую базу “по отгрузке” товаров, работ или услуг, она не может правильно учитывать момент перехода права собственности на них, который определен в договоре (ст. 167 НК РФ), – заметила г–жа Алексеева. – Таким образом, фирмы-продавцы не могут влиять на величину налоговой базы по конкретным отчетным периодам с помощью законных инструментов оптимизации».
«Не исключено, что защищать свои интересы компаниям придется в судебных инстанциях», – резюмировала она.
«Но экономический смысл имеет шансы одержать победу, – прокомментировала ситуацию Ирина Сорокина, консультант FM-Consulting. – Всегда разумнее бороться не со следствием проблемы, а с ее причинами. К сожалению, как это часто бывает, для добросовестных компаний, которые соблюдают закон, нововведения создали больше проблем, чем новых возможностей».
«Ситуацию усугубляет и то, что законодательство не разъясняет содержание понятия “отгрузка”. Очевидно, что его необходимо четко определить в нормативных актах и согласовать с понятием “реализация”, – добавила г-жа Сорокина. – Ведь достаточно часто момент реализации может не совпадать с датой отгрузки. В этой ситуации не понятно, на какую дату опираться компании».
«Как быть в случае, если товар реализован, но в силу определенных причин не отгружен? Это далеко не единственный вопрос, который возник по причине нововведений. Попытки вписать деятельность компаний в фиксированные рамки не только тормозят их работу, но и усложняют учет. При этом налоговая дисциплина фирм, как правило, не повышается», – сообщила г-жа Сорокина.
«Таким образом, нововведения не только не сняли спорные вопросы зачета НДС, но и породили новые. Очевидно, что законодательство необходимо доработать. К сожалению, государственные служащие стараются в первую очередь решить свои задачи: Минфин – облегчить администрирование НДС, налоговое ведомство – увеличить доходы федерального бюджета. Интересы компаний отходят на второй план. Возможно, что поправки, которые подготовил РСПП, все же улучшат положение предпринимателей», – резюмировала Ирина Сорокина.
История НДС
НДС появился в России 1 января 1992 года (Закон от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»). Он пришел на смену налогу с продаж, который был установлен в декабре 1990 года. В свою очередь, последний заменил налог с оборота, который просуществовал в стране около 70 лет.
Налог с оборота взимали с разницы между фиксированными государством оптовыми и отпускными розничными ценами. Его ставка составляла от 20 до 30 процентов для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливали в процентах к объему реализации. Фактически он увеличивал цену товаров на 5 процентов.
Условия зачета НДС поменялись
До 1 января 2006 года компания имела право на налоговый вычет по НДС при условии, что:
товары, работы или услуги оприходованы (п. 1 ст. 172 НК РФ);
от поставщика получен счет-фактура (п. 1 ст. 169 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ);
товары, работы или услуги куплены на территории России (п. 1 ст. 172 НК РФ);
продукция оплачена (п. 2 ст. 171 НК РФ);
товары, работы или услуги используют для операций, которые облагаются НДС, или приобретают для перепродажи (подп. 1, 2 п. 2 ст. 171 НК РФ);
определена налоговая база (п. 1 ст. 166 НК РФ, п. 1 ст. 171 НК РФ).
С 1 января 2006 года условие обязательной оплаты продукции отменили. Теперь вычет по НДС компании получают только «по отгрузке».