Ирина Колодина
Арбитражный суд Московского округа рекомендовал не возвращать НДС экспортерам
Президиум Федерального арбитражного суда утвердил методические рекомендации по рассмотрению споров, связанных с возмещением НДС. Появление этого документа обеспокоило предпринимателей: сегодня, по их словам, до 90 процентов налога возмещается через суд. При этом большая часть решений принималась в пользу предпринимателей. Теперь эта ситуация может измениться, считают налоговые юристы.
Напомним, что экспортеры освобождены от уплаты НДС, иначе налог будет взиматься дважды: в России и в стране назначения. Большинство налогоплательщиков по-прежнему могут получать возмещение НДС только через судебное решение, на что уходит от 9 месяцев до 2 лет, говорят эксперты.
Более жесткая позиция суда может привести к тому, что получить возмещение по НДС станет еще сложней. Так, согласно этим методическим рекомендациям, суд может только установить, что права налогоплательщика нарушены, а обязать инспекцию возместить НДС он уже не должен. Более того, судьям рекомендуется отказывать в возмещении НДС, если экспортер не представил в инспекцию хотя бы один документ, даже если суду он будет предъявлен.
В ФАС МО обращают внимание на то, что эти рекомендации не обязательны для исполнения, но налоговые юристы говорят о том, что они уже применяются на практике.
Ситуация с возвратами НДС в лучшую сторону не меняется, несмотря на определенные законодательные подвижки в сторону налогоплательщиков, говорит Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит".
Так, несколько лет назад изменения в Налоговый кодекс предусмотрели возможность начисления пени в случае нарушения сроков возмещения экспортного НДС, однако подобная ответственность, во-первых, крайне сложна в реализации на практике, во-вторых, не означает персональной ответственности тех, кто допускает нарушение.
Более того, получать возмещение НДС стало сложнее, отмечают налоговые юристы. Это связано с тем, что и налоговики поднаторели в боях за НДС, разработали несколько схем, позволяющих отказывать в возврате, а судебные органы теперь не ограничиваются формальным установлением факта, был ли экспорт, а анализируют различные аспекты таких сделок, в том числе экономические. Налоговые органы, отказывая налогоплательщику в возврате экспортного НДС, используют в том числе такой прием, рассказывает Эдуард Кучеров. Отказывая налогоплательщику по тому или иному основанию в возврате налога, вынуждают налогоплательщика обращаться в суд с соответствующим иском. В соответствии с требованиями законодательства возврат налога осуществляется при отсутствии у налогоплательщика недоимки, доказать отсутствие недоимки необходимо налогоплательщику. Основным доказательством наличия или отсутствия недоимки являются данные лицевого счета налогоплательщика, однако тем, кто получал у налоговиков данные по лицевому счету, хорошо известно, что данные по лицевому счету вносятся налоговиками крайне несвоевременно, при этом они отдают предпочтение внесению данных о начислении налогов, а не об их уплате. Таким образом, налогоплательщику придется столкнуться со сложностью доказать отсутствие недоимки. Однако это еще не все, поскольку спор в суде первой инстанции может рассматриваться несколько месяцев, то в процессе рассмотрения спора у налогоплательщика периодически, например по факту подачи налоговых деклараций, будет появляться недоимка, что будет являться формальным основанием для отказа в возврате налога. Таким образом, не только недобросовестные, но и вполне добросовестные налогоплательщики лишены возможности в разумные сроки, не прилагая титанических усилий, получать возмещение того, что им причитается по закону.
Радикальный способ исправить ситуацию предложил на прошлой неделе аудитор Счетной палаты Владимир Пансков. Он считает необходимым ввести ответственность за несвоевременное возмещение сумм экспортного налога на добавленную стоимость. Соответствующее предложение содержится в аналитической записке, направленной Счетной палатой в правительство, Госдуму и Совет Федерации.
Сейчас при нарушении срока возврата налогов на невозвращенную сумму начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. По данным, приведенным в аналитической записке, сумма процентов, уплаченная, в частности, экспортерам за несвоевременный возврат НДС в 2004 году, составила почти 430 миллионов рублей, в январе-сентябре 2005 года - 701 миллион рублей.
По мнению Эдуарда Кучерова, предложение об ответственности тех, кто нарушает сроки возмещения НДС, правильное и злободневное. Разумеется, при этом риск привлечения к ответственности не должен толкать налогового инспектора на принятие необоснованного решения о возмещении налога, подчеркивает эксперт.
Гендиректор компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов считает иначе. Поскольку штрафы в случае их введения будут удерживаться из скромных официальных зарплат руководителей налоговых органов, взыскать с них существенные суммы не удастся. Если же штрафы будут взиматься персонально не с налоговика, а с инспекции, это вообще не имеет смысла. Из одного кармана государство будет перекладывать деньги в другой.
Между тем
Минфин с 2008 года готовит к введению принципиально новую систему уплаты НДС. Каждая компания, за исключением крупнейших, сможет сама выбирать, платить этот налог или не платить. "Идея достаточно простая, - объясняет замминистра финансов Сергей Шаталов. - Крупные компании с большими оборотами, безусловно, должны быть плательщиками НДС. А вот для небольших компаний это в принципе необязательно - они могут добровольно заявить о своей готовности стать плательщиками НДС со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями или отказаться от уплаты этого налога". ИА "Клерк.Ру"