Подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ говорит, что имущество, полученное от организации, которой принадлежит более 50 процентов долей в уставном капитале налогоплательщика, доходом не признается. Тому, как правильно применять эту норму, посвящено письмо Минфина России от 02.03.06 № 03-03-04/1/177.
Алексей Крайнев, эксперт «УНП».
Авторы письма рассмотрели следующую ситуацию. Организация арендует помещение, но арендную плату по договору вносит другое предприятие, имеющее 100-процентную долю в уставном капитале арендатора. Подпадает ли эта ситуация под освобождение от налога на прибыль, интересовался арендатор. Да, подпадает, отвечают специалисты Минфина. Но только при условии, что договор аренды заключен не учредителем, а организацией - получателем помощи. По мнению Минфина, не важно, перечисляет учредитель деньги непосредственно налогоплательщику или по его распоряжению третьему лицу. Дохода не будет в любом случае.
Совсем другая ситуация, по мнению Минфина, складывается, если арендатором по договору выступает сам учредитель, а налогоплательщик лишь вправе пользоваться арендованным имуществом. В таком случае, отмечается в письме, налогоплательщик получает уже не имущество, а безвозмездную услугу по аренде. Услуги, полученные от учредителя, от налога на прибыль не освобождены, а значит, появляется доход (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Заметим, что выводы Минфина расходятся с мнением Президиума ВАС РФ, который указал, что выгода, полученная организацией от безвозмездного пользования имуществом, принадлежащего ее учредителю, не облагается налогом на прибыль (п. 3 информационного письма от 22.12.05 № 98).
Ошибся Минфин и когда запретил налогоплательщику-арендатору учитывать расходы на аренду, если реально плату вносил учредитель. Ведь обязанность заплатить по договору аренды в таком случае возникает именно у арендатора. Соответственно и расход возникает именно у него (ст. 272 НК РФ). Так что арендатор имеет право учесть оплату, в том числе и произведенную третьим лицом, в расходах при налогообложении прибыли.