Борис Грозовский
Татьяна Егорова
Наталья Неймышева
Если московская компания захочет изменить учредительные документы, ее директору придется лично явиться в налоговую инспекцию, чтобы провести в очереди как минимум час, даже если его фамилия Богданчиков или Миллер. Так столичные налоговики борются с фирмами-однодневками.
С 2003 г. регистрацией всех юридических лиц занимается в Москве 46-я межрайонная инспекция. Именно она стала “одним окном”, которое должно было облегчить жизнь налогоплательщикам. Правда, расположено это “окно” крайне неудобно — на самой окраине столицы, в Походном проезде. А с 1 января 2006 г. оно к тому же заметно сузилось. Как сообщается на интернет-сайте управления ФНС по Москве, теперь инспекция № 46 принимает регистрационные документы “непосредственно от заявителя”. А документы, переданные в инспекцию по доверенности, принимаются “как поступившие по почте”. Такой статус, поясняет замгендиректора юридической компании “Фабикон” Наталья Полковникова, позволяет налоговикам регистрировать фирмы на два дня дольше, чем при получении документов от главы компании. Вдобавок налоговики отправят подлинники учредительных документов обратно почтой, замечает Полковникова, а они могут либо потеряться, либо доставляться слишком долго. Между тем иногда компании не могут ждать ни минуты — например, новый директор получает банковскую карточку, которая позволяет распоряжаться деньгами на счете предприятия, только после регистрации изменений в ФНС.
Чиновник ФНС утверждает, что налоговики не придумали ничего нового — просто они внимательно прочитали закон о регистрации юрлиц (который действует уже четвертый год) и обнаружили, что документы можно сдавать только лично или почтой. Чиновник убежден, что новый порядок приема документов справедлив и вызовет затруднения лишь у тех фирм, которые не работают по фактическому адресу. Полковникова рассказывает, что именно в такой ситуации оказался один из ее клиентов — руководитель строящейся аптеки: “Пока на месте аптеки лишь руины, и почтальон вряд ли вручит строителям регистрационные документы”. А возвращение почтой отправленных документов автоматически вызывает у налоговиков подозрения в недобросовестности компании. В “Регламенте действия налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок” говорится, что, когда за возвращенными почтой документами в инспекцию придет руководитель компании, его нужно привлечь к “административной ответственности”. Но за что и на каком основании, ни источник в ФНС, ни опрошенные “Ведомостями” юристы объяснить не смогли.
Руководители компаний относятся к нововведению неоднозначно. Гендиректор Управляющей компании Банка Москвы Елена Касьянова к визиту в инспекцию № 46 не готова. “Все мы люди очень занятые, так что [в случае необходимости] отправим документы почтой”, — говорит она. “Это беспредел, — возмущается топ-менеджер крупной нефтяной компании. — Создали искусственную очередь, торгуют местами в ней, а иностранных директоров, не владеющих русским языком, заставляют оставить переводчиков за дверью”. Доверять почте документы его компания не собирается. “Мы лучше позвоним руководству ФНС, и оно прикажет принять документы по доверенности”, — говорит бизнесмен. А гендиректор московского завода “Салют” Юрий Елисеев готов смириться с новыми правилами. “Если надо будет — что делать, — поеду в инспекцию сам, и половины рабочего дня как не бывало”, — говорит Елисеев.
Между тем каждый час руководителя компании имеет цену, отмечает адвокат Олег Никуленко. “И не важно, идет ли речь о директоре "Газпрома" или о владельце маленького магазина, — времени нет ни у того ни у другого”, — констатирует Полковникова. Но налоговикам эти проблемы непонятны. “Чем еще должен заниматься руководитель, если не собственной фирмой? А вот если их у него 4000 — тогда, конечно, уследить трудно”, — возмущается сотрудник ФНС. Впрочем, старший менеджер юрцентра “Профпартнер” Владислав Кузнецов уверен, что новый порядок все равно не поможет победить однодневки. Раньше можно было за $200-300 заверить документы у знакомого нотариуса и оформить фирму на человека по потерянному паспорту. Теперь можно заплатить $100 нуждающемуся в деньгах гендиректору-бомжу, он пойдет в инспекцию и зарегистрирует фирму, говорит юрист. А адвокат Олег Никуленко убежден, что приказ налоговиков, на основании которого действует инспекция, рано или поздно будет опротестован. “Нельзя отменить закрепленный в Гражданском кодексе институт посредничества приказом межрайонной инспекции”, — говорит адвокат.
Госпошлина за госрегистрацию юридических лиц составляет 2000 руб., за ликвидацию и изменения в уставе – 400 руб. Регистрировать в налоговых органах необходимо, в частности, смену гендиректора, изменения в уставе компании, в составе учредителей или в распределении долей.