14/02/2006, Материал предоставлен журналом "Практический Бухгалтерский Учет"
Елена Грингауз, эксперт
Как правило, проблемы с проверкой поставленного товара возникают на стадии исполнения договора поставки. Проработайте порядок приемки товара на стадии предварительных переговоров и заключении договора. Это поможет снизить вероятность неблагоприятных последствий, связанных с ненадлежащей поставкой, а также обеспечить себе прочную базу для возможной судебной защиты своих интересов.
Необходимые документы
Ситуация упрощается, если речь идет о приемке товара от перевозчиков и организаций связи. В этом случае следует обратиться к следующим документам:
Устав железнодорожного транспорта РФ (утв. от 10.01.03 № 18-ФЗ);
Воздушный кодекс РФ (утв. от 19.03.97 № 60-ФЗ);
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (от 07.03.01 № 24-ФЗ);
Кодекс торгового мореплавания РФ (от 30.04.99 № 81-ФЗ);
Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением Совмина РСФСР от 08.01.69 № 12);
Федеральный закон от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи»;
Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.05 № 221).
Общее требование таково. Если покупатель обнаруживает утрату, повреждение товаров при перевозке или несоответствие фактически полученного количества товарно-сопроводительным документам, то он должен потребовать от перевозчика составления коммерческого акта. Если речь идет о перевозке автотранспортом, то необходимо сделать запись в товарно-транспортных документах. Если между перевозчиком и грузополучателем возникают разногласия, то следует составить акт установленной формы (п. 157 Устава автомобильного транспорта РСФСР, Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.71).
(Особое внимание рекомендуется уделять состоянию запорно-пломбировочных устройств транспортного средства или контейнера).
Следует помнить, что несоблюдение грузополучателем правил приемки товара от транспортной организации может повлечь отказ в удовлетворении иска о взыскании убытков от недостачи груза. На это указывал и пленум ВАС России (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.97 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки»). Только при наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.
О чем пишут в договоре
В некоторых пособиях по составлению договоров до сих пор можно встретить ссылки на порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный:
Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6), а также
Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7).
Следовать этим рекомендациям или нет - выбор за вами. Установленные этими документами правила могут применяться только в случаях, когда это предусмотрено самим (п. 14 постановления Пленума ВАС России от 22.10.97 № 18).
Конечно, эти инструкции содержат четкие, проверенные временем правила - это избавляет контрагентов от необходимости самим устанавливать порядок и сроки приемки товаров, разрабатывать формы актов, прописывать процедуру приемки. Короче говоря, использование этих инструкций избавляет от необходимости думать.
В то же время инструкции содержат некоторые весьма спорные положения (как-то: чересчур короткие сроки приемки товара, участие к приемке представителя общественности, необходимость обращения в бюро товарных экспертиз). Даже минимальное несоблюдение этих положений может привести к отказу в исковых требованиях по поводу ненадлежащей поставки или отклонению доводов ответчика против иска.
Проблема выбора способа приемки
Правила приемки продукции, по мнению автора, должны быть разработаны покупателем и поставщиком самостоятельно. Конкретные правила зависят от многих факторов, например, от вида поставляемого товара. Проверяется:
артикул, модель и т. д. - для швейных изделий;
метраж - для отделочных материалов, тканей и т. д.;
количество - на весах;
работоспособность - при приемке технически сложных изделий, например, бытовой техники.
Немалое значение имеют и квалификация персонала покупателя - это тоже влияет на сроки и способы приемки товара.
В договоре можно прописать, что приемка товаров по количеству производится по маркировке, транспортным и сопроводительным документам отправителя в следующем порядке:
по количеству тарных мест. Приемка производится в момент получения товаров от поставщика при доставке продукции поставщиком или выборке покупателем либо в момент вскрытия опломбированных или разгрузки неопломбированных транспортных средств при доставке органом транспорта;
по количеству единиц в каждом тарном месте - при вскрытии упаковки на складе покупателя.
В момент передачи поставщиком (или органом транспорта) по количеству единиц в каждом тарном месте принимаются товары:
поступившие без упаковки или тары;
в открытой упаковке или таре либо в поврежденной упаковке или таре.
Следует заметить, что отсутствие транспортных и сопроводительных документов не приостанавливает приемку товаров.
Обратите внимание на целесообразность четкого указания применения конкретных ГОСТов, ОСТов и СП, которым должны соответствовать качество и комплектность товара. Ссылки на стандарты, на мой взгляд, должны содержаться не только в тексте договора, но и в приложениях к нему, а также спецификациях на поставляемый товар.
Критерием для определения качества могут служить также образцы (поставщик в таком случае должен представить их покупателю), а также сведения, содержащие в конструкторской или технической документации (эти документы являются неотъемлемой частью договора).
Если возникают разногласия в оценке качества товара, то заинтересованная сторона имеет право представить его на экспертизу компетентной организации, специализирующейся на определении качества, а расходы на ее проведение относятся на виновную сторону.
Если ГОСТы предусматривают проверку качества товаров, то и осуществляемая покупателем проверка должна соответствовать им (ст. 474 ГК РФ, п. 14 постановления ВАС РФ от 22.10.97 № 18). Примером может служить ГОСТ Р 51136-98, предписывающий порядок проверки стекол защитных многослойных:
проверять геометрические размеры, форму стекол, их оптические характеристики;
контролировать пороки внешнего вида (трещины, пузыри, царапины);
испытывать стекло на тепло-водо-морозостойкость, светостойкость, пулестойкость, ударостойкость и т. д.
Нарушение норм стандартов судебная практика признает обстоятельством, позволяющим при разрешении спора по некачественной поставке отказать покупателю в иске.
Порядок не определен
Однако как быть, если порядок проверки качества товара не определен? Если процедура не прописана ни в законе, ни в ином нормативно-правовом акте, ни в стандартах, ни в договоре?
Обратимся к правилам гражданского законодательства.
Проверка качества товара в таких случаях должна производиться в соответствии с обычаями делового оборота. Это следует из правовой природы договора поставки, а также правил пункта 2 статьи 474 ГК РФ.
В случае возникновении спора суд будет оценивать представленные покупателем доказательства, свидетельствующие о поставке товаров с нарушением условий договора об их количестве и качестве. Это справедливо даже для тех случаев, когда договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен (см., например, п. 14 постановления Пленума ВАС России № 18, а также постановление Президиума ВАС России от 23.12.97 № 4420/97).
Не следует забывать и о правилах статьи 483 ГК РФ. Согласно им, при приемке товара покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора поставки в срок, предусмотренный законом или договором, а если такой срок не установлен - в разумный срок. И в то же время нарушение правил извещения не влечет за собой автоматического отклонения любых других юридически значимых обстоятельств.
В силу статьи 483 ГК РФ неизвещение покупателем продавца о нарушении последним условий договора о качестве товара может служить основанием для отказа продавца от исполнения требования об устранении недостатков, только если он докажет, что невыполнение покупателем данного правила повлекло невозможность исправить нарушения либо влечет для продавца несоизмеримые расходы.
Итоги
Итак, по общему правилу, результаты приемки товаров подтверждаются актом. В случае отступления от договорных условий покупатель может оформить фактическое состояние поступившей продукции следующими документами:
по форме акта (согласно вышеупомянутым старым инструкциям);
по форме, согласованной сторонами договора;
по форме, принятой у покупателя;
по форме № ТОРГ-2 (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132).
Следует быть чрезвычайно внимательным к формулировкам акта, поскольку каждое слово и фраза имеют значение. В случае возникновения судебного спора любая неточность может быть истолкована не в вашу пользу.
Пример 1 Стороны договора поставки лакокрасочной продукции согласовали, что приемка продукции по количеству и качеству осуществляется покупателем в соответствии с нормами действующего законодательства и инструкциями № П-6 и П-7. По мнению покупателя, завод поставил продукцию, не соответствующую оговоренному качеству. Поставщик утверждал, что направлял качественную продукцию. В итоге покупатель обратился в суд с иском о взыскании денежных средств.
При рассмотрении дела выяснилось, что:
приемка продукции по качеству произведена с нарушением сроков;
покупателем нарушен порядок приемки продукции, установленный отраслевым ГОСТом;
акт приемки продукции не соответствует требованиям инструкции № П-7.
Суд счел, что доказательства поставки некачественной продукции отсутствуют и отказал в удовлетворении исковых требований (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.04 № А33-5177/03-С1-Ф02-290/04-С2).
конец примера
Пример 2 Поставка продукции произведена по заявке покупателя, принята им и не оплачена. Надлежаще составленный акт, подтверждающий получение некачественной продукции, отсутствует. Иск поставщика о взыскании с покупателя полученной, но не оплаченной по мотиву недоброкачественности продукции был удовлетворен судом (постановление ФАС Поволжского округа от 30.07.02 № А-12-8137/01-С28).
конец примера