Работодателям необходимо готовиться к тому, что их сотрудники оказываются родителями. И одной политики предоставления декретных отпусков уже недостаточно. Появление приофисных детских садов не за горами, считают эксперты.
В столице — всплеск рождаемости, но вряд ли работодатели готовы к тому, что беби-бум неминуемо повлияет на взаимоотношения работодателя и сотрудника, отмечает Юна Скобликова, директор консалтинговой компании Green Street. “Зачастую корпоративная политика в этой сфере ограничивается регламентацией ухода в декретный отпуск, мало кто задумывается, что по его окончании проблема не решается”, — говорит она. “Забота о персонале — одна из ключевых задач компании, однако решать вопрос, с кем оставлять маленького ребенка, должны сами родители”, — уверен Сергей Дерябин, директор по персоналу Росбанка. Наталья Туркулец, партнер по работе с персоналом нефтяного концерна Shell в России, добавляет: “Компании часто помогают сотрудникам организовывать свой быт. Например, прямо в офис приезжает врач или приходит массажист. Но проблемы, связанные с детьми, — это личное дело сотрудника. Он должен решать их сам”.
Бытовой форс-мажор
Однако ситуации бывают разные. Например, болезнь няни. “В нашей компании нет никакой специальной политики в отношении сотрудников с детьми, — говорит Екатерина Ширяева, HR-директор консалтингово-аудиторской компании Deloitte в СНГ. — А внезапно заболевшая няня — это одна из множества непредвиденных жизненных ситуаций, практически то же самое, что прорвавший кран”.
“Обычно все проблемы, связанные с детьми, разрешаются на основе договоренностей с непосредственным руководителем”, — говорит Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой компании Manpower CIS. По закону молодая мама может взять больничный, если у нее заболел ребенок. Но если заболела няня ребенка и его не с кем оставить дома, то молодые родители оказываются в трудной ситуации. “Компания пойдет на разумные уступки, позволив сотруднице пропустить два дня без больничного листа и за это время решить свои проблемы. Но если ей нужно больше времени, то ей придется брать отпуск”, — говорит Туркулец. “В экстренных ситуациях сотрудник может просто уйти с работы или пропустить один или несколько дней. Это может быть оформлено как отпуск без сохранения зарплаты, часть очередного оплачиваемого отпуска или оплачиваемые дни с последующей отработкой”, — соглашается с ней Екатерина Успенская, директор по работе с персоналом страховой компании “Альфастрахование”. Подобный подход применяется и в Росбанке. “Какая бы неожиданная бытовая ситуация ни произошла, сотруднику необходимо как можно быстрее предупредить непосредственного начальника о том, что он не придет на работу, а позднее — оформить этот день как проведенный в оплачиваемом отпуске”, — рассказывает Дерябин.
Прогул по закону
В Межпромбанке с 1999 г. существует правило: каждый может пять дней в году отсутствовать на рабочем месте — без объяснения причин и без предоставления каких-либо документов. “Официально эти дни введены для того, чтобы работник, почувствовавший недомогание, мог остаться на один день дома, чтобы предупредить развитие болезни”, — поясняет Наталья Сергованцева, начальник управления по работе с персоналом Межпромбанка. Эти свободные дни позволяют сотруднику уладить и личные проблемы, добавляет она. По оценке Сергованцевой, практически весь персонал банка пользуется своим правом. Но не злоупотребляют: 90% сотрудников используют лишь один день из пяти. И это при том, что неиспользованные дни сгорают. Случаев превышения лимита в банке не помнят. Впрочем, за это не наказывают и не штрафуют — просто оформляется отпуск, говорит Сергованцева.
Рабочая атмосфера
Но может ли женщина привести в офис ребенка, если работа не ждет, а малыша не с кем оставить? “В советские времена на крупных предприятиях были детские комнаты, где мама могла оставить ребенка. Но, насколько я знаю, сейчас почти нигде таких специальных комнат нет”, — говорит Елена Денисова, гендиректор винодельческой компании Chauteau le Grand Vostock. По ее мнению, детские комнаты целесообразно создавать скорее в крупных компаниях, чем в средних и маленьких. “У нас небольшая компания с маленьким количеством сотрудников. Такая комната будет все равно пустовать”, — объясняет Денисова. Она добавляет, что ей легче разрешить молодой маме остаться на 2-3 дня дома с ребенком, чем создавать необходимые условия для присутствия ребенка на рабочем месте. “Ребенку лучше вообще не видеть маму на работе. Она ведь совершенно другая, чем дома, и к тому же не может уделять ему внимания”, — добавляет она.
Но большинство компаний подходят к этой проблеме еще прозаичнее. Они считают, что работа есть работа и детям в офисе делать нечего. “У нас ребенка в офис не приводят”, — говорит Ольга Абрамова, HR-директор компании Toyota Motor. А Наталья Туркулец добавляет, что детей приводят в офис только в исключительных случаях и это бывает крайне редко. “Они тихо сидят и играют в компьютер или рисуют. Мы не можем допустить, чтобы они мешали работе сотрудников”, — говорит она.
Ясли в офис
В ближайшие годы ситуация, возможно, изменится, утверждают эксперты. “По нашим наблюдениям, в последний год спрос на квалифицированных сотрудников стал стабильно превышать предложение”, — говорит Инесса Цыпкина из Manpower CIS. По ее словам, еще два года назад рекрутерам было сложно “предлагать” работодателям молодых мам, вышедших после декретного отпуска. Сейчас компании охотно нанимают молодых женщин с маленькими детьми, если у родительницы высокая квалификация. “Со временем работодателям придется задуматься о создании нормальных условий труда для квалифицированных сотрудниц с маленькими детьми, потому что это повысит их производительность труда и позволит удерживать их на работе”, — объясняет Цыпкина.
Возможно, компании начнут с введения дополнительных социальных льгот для молодых родителей, например таких, как возможность пропустить определенное количество дней из-за проблем, связанных с детьми, или помощь в поиске няни, добавляет она. А Скобликова из Green Street указывает на опыт японских корпораций, где созданы все условия, чтобы человека ничего не отвлекало от работы: “Там есть ясли, детские сады и даже школы”. Такие примеры уже есть и в России. Согласно обзору заработных плат и компенсаций международной компании Ernst & Young за 2005 г., в одной из 85 московских компаний-участников уже есть приофисный детский сад. Он бесплатный, но, как пояснили “Ведомостям”, его могут посещать дети не младше двух лет, родители которых — менеджеры высшего звена.