Ксения Рыбак
Анастасия Дагаева
Повысив сотрудника в должности или подняв ему зарплату, работодатели выбирают едва ли не самый дорогой и наименее эффективный способ повышения производительности труда. Поэтому все чаще компании прибегают к созданию корпоративных систем нематериальной мотивации работников.
В российском представительстве юридической фирмы Clifford Сhance три года назад решили поощрять усердие и трудолюбие своих сотрудников шоколадными медалями с логотипом компании, изготовленными по спецзаказу на кондитерской фабрике “Красный Октябрь”. “В Clifford Сhance существуют различные программы материального поощрения персонала, — рассказывает менеджер по развитию бизнеса компании Хемиш Макивен, — но шоколадные медали мы придумали как забавный и неденежный способ отметить вклад сотрудника в развитие компании”. По его словам, медали как часть программы нематериальной мотивации помогают поддерживать командный дух и моральный настрой сотрудников. “Нашим юристам и административному персоналу всегда очень приятно, когда их награждают медалями, — продолжает Макивен, — а еще больше им нравится потом съедать этот восхитительный, вкусный молочный шоколад”.
“Норильский никель” пошел дальше: сотрудников награждают несъедобными медалями — почетными знаками трех степеней. “Мы хотели, чтобы наши награды не были похожи ни на одну из уже существующих, — рассказывает Анатолий Харламов, директор департамента персонала "Норильского никеля". — Разработчиков знака консультировали специалисты по геральдике и фалеристике”.
Получить знак I степени, сделанный из золота, платины и украшенный голубым топазом, может человек, внесший особый вклад в развитие компании и проработавший на производстве не менее 30 лет, говорит Харламов, добавляя, что высшим знаком почета за последние три года было награждено всего два человека, а знаками других степеней отмечают по 10-12 сотрудников в год.
Кроме почетных знаков в “Норникеле” есть еще и система почетных званий. Лучшего руководителя, специалиста и рабочего отмечают грамотами. “В общей сложности на получение наград разной степени ежегодно выдвигается около 2000 сотрудников группы компаний "Норильский никель" при общем количестве персонала более 100 000 человек”, — отмечает Харламов.
Усердные пчелы
В компании “Вымпелком”, которая предоставляет услуги сотовой связи под торговой маркой “Билайн”, лучшим сотрудникам выдают броши с бриллиантами в виде пчелы. “Ее можно носить на лацкане пиджака, поясняет Юлия Шаркова, руководитель отдела внутренних коммуникаций "Вымпелкома". Мы вручаем эту награду уже семь лет, и каждый год ее получают около 20 человек”.
Кроме того, за лучшую новаторскую идею в компании принято награждать призом “Бриллиантовая идея” (камень в расколотом полосатом яйце), а за самую эффективную новаторскую идею — призом “Золотая идея” “в виде золотого яблока, в разрезе напоминающего полосатую бабочку”, рассказала Шаркова. По ее словам, кроме новаторских идей “Вымпелком” отмечает такие качества сотрудников, как инициативность, поддержание командного духа и готовность к изменениям. Отличникам по этим дисциплинам выдают “Свидетельства о признании” со словами благодарности и подписью руководства. “А некоторые руководители компании практикуют поощрение лучших сотрудников в виде специальных встреч в формате ланча”, — рассказала Шаркова. Грамотами и ланчами в компании награждают круглогодично в отличие от других призов, которые вручают раз в год.
Ценный приз
Ирина Терентьева, начальник отдела службы аналитики IT “Вымпелкома”, получила бриллиантовую пчелу со второго раза. “Мой руководитель выдвигал меня и в позапрошлом году, но получила я ее только в прошлом, — рассказывает она, — даже выдвижение для меня было почетным”. По словам Терентьевой, ей было приятно получить награду, а также было приятно принимать поздравления коллег. “Вдруг начали звонить люди, с которыми я была знакома, но которые работают в других департаментах и регионах”, — рассказывает она. Однако, по ее словам, спустя год после получения награды ее зарплата и позиция в компании не изменились. Но она твердо уверена, что “бриллиантовая пчела” — это высшая почетная награда компании и это нельзя мерить деньгами“.
“Сотруднику, который удовлетворен своей работой и условиями труда, важно чувствовать себя частью команды и знать, что его ценят”, — говорит Шаркова из “Вымпелкома”. “Сотрудник, заслуги которого публично отметили, как минимум будет продолжать работать так же хорошо”, — заключает она. С ней согласна и Татьяна Мизинова, директор Центра психологической поддержки и современного психоанализа, которая утверждает, что “любое выражение общественного признания крайне важно для человека”.
В крупных компаниях должно быть разумное сочетание программ и материальной и моральной мотивации сотрудников, утверждает она. “Для небольших компаний системы нематериального поощрения сотрудников менее важны. Там все устроено по-семейному, а в семье же нет специальных наград, и потом, психологически не так приятно и почетно быть первым среди пяти человек, как среди 3000 сотрудников”. При этом стоимость награды не имеет большого значения, “все это носит чисто символический характер и побуждает человека работать лучше”, считает Мизинова.
Она также обращает внимание и на то, что за моральные поощрения могут бороться сотрудники, занимающие разные позиции в компании и имеющие разный уровень дохода. “Компания отмечает именно качества сотрудников, такие как креативность или работоспособность, — говорит Мизинова, — все сотрудники при этом находятся в одинаковом положении”.
Неоценимый вклад
По словам Харламова из “Норникеля”, эффективность моральной мотивации в цифрах оценить трудно. “Но для такой крупной производственной компании, как мы, моральная мотивации крайне важна”, — продолжает он. “В конце 1990-х, когда программам работы с персоналом уделялось меньше внимания, чем сейчас, мы сталкивались с достаточно напряженной атмосферой в коллективе, — говорит Харламов. — В результате внедрения ряда социальных программ, в том числе и моральной мотивации, нам удалось значительно повысить лояльность персонала, создать хороший рабочий климат в компании”.
Кроме того, нематериальная мотивация позволяет сэкономить на фонде заработной платы, считает Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. “Не секрет, что компании, которые имеют хороший внутренний пиар, держат сотрудников не на самых высоких зарплатах в своей области”, — напоминает он.
Золотые слова
Определять лучших сотрудников целесообразнее по конкретному признаку, например по количеству предложенных идей или числу привлеченных новых клиентов, советует Аркадий Пригожин, президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению. Совсем не исключено, что на протяжении 2-3 лет лучшим будет один и тот же сотрудник. “Впрочем, это повод для руководства задуматься о его повышении, — отмечает Пригожин. — Конечно, всех отличившихся менеджеров по продажам невозможно повысить до уровня руководителя отдела, но можно разработать в рамках одной позиции систему квалификаций. И, разумеется, уровень квалификации должен отражаться на зарплате”.
“Компания работает для того, чтобы быть успешной, получать результат. Соответственно, надо сделать так, чтобы сотрудники были заинтересованы в том же, в чем и компания”, — говорит Елена Доризо, директор по работе с персоналом компании “Xerox-Евразия”. В компании система нематериальной мотивации разбита по видам деятельности.
С 2000 г. в “Xerox-Евразии” существует “Клуб 100%”. Членом клуба становятся менеджеры по продажам, выполнившие или перевыполнившие годовой план. Сотрудник, впервые попавший в “Клуб 100%”, получает аксессуары с логотипом клуба, например кожаную визитницу, и оплаченный годовой абонемент в фитнес-клуб. Если план выполнен и на следующий год, то сотрудник получает золотой сертификат, сохраняет абонемент в фитнес-клуб и получает ваучер на отдых, оплаченный компанией. На третий год членства в клубе сотруднику дают платиновый сертификат, и “только в этом случае прибавляется еще и денежная премия”, отмечает Доризо.
Наличные, как признаются многие из отмеченных особыми знаками, все-таки вдохновляют их по крайней мере так же сильно, как и нематериальные поощрения. Сотрудник заполярного филиала “Норильского никеля” Александр Мешков, награжденный в этом году почетным знаком компании “Норильский никель” III степени за 26-летний труд на благо предприятий корпорации, говорит: “Я горд, что коллектив и руководство компании отметили мою работу высшей корпоративной наградой”. Но при этом отмечает: “Немаловажно, что кроме награды мне выдали существенную премию, и теперь можно подумать о приобретении нового автомобиля”.