Транспортная компания исправно платила налоги, особых претензий со стороны налоговой инспекции не было. Однако после очередной проверки контролеры доначислили организации налог на добавленную стоимость и пени, а также наложили штраф. Такое решение генеральный директор посчитал необоснованным, и с актом проверки не согласился. Тем не менее, обращаться в суд или в вышестоящий налоговый орган организация не стала. Ситуация была пущена на самотек. Через некоторое время налоговая инспекция заблокировала один из банковских счетов компании. При этом счета в других банках, видимо, по недосмотру сотрудников инспекции, оставались рабочими. Фирма продолжала работать в обычном порядке, пользуясь своими старыми банковскими счетами или производя наличные расчеты. Однако новых счетов компания открывать не стала, так как опасалась, что и они тоже будут заблокированы. Сама налоговая инспекция в суд не подавала, и, вероятнее всего, делать этого не собирается. Вместо этого проверяющие посоветовали обратиться в суд руководителю фирмы, раз он не согласен с их решением о блокировке счета. По прошествии двух с половиной лет сумма задолженности значительно возросла за счет увеличения пеней. Конечно, такая ситуация неудобна для фирмы и требует разрешения. Директор компании полагает, что, когда истекут три года, задолженность налоговые органы спишут автоматически. Однако так ли это на самом деле? Что необходимо предпринять, чтобы найти выход из создавшегося положения? Дайте Ваши рекомендации.
Комментарии специалистов
«Нужно как можно быстрее погасить задолженность…»
Антон Стружков , генеральный директор юридического центра «Глосса»
Совершенно непонятна позиция генерального директора. С одной стороны, он не согласился с решением о доначислении налога, а с другой - не обратился при этом ни в суд, ни в вышестоящую инстанцию.
Руководству компании необходимо было вместо возмущения перейти к непосредственным действиям. Лучший вариант – подать в суд, минуя вышестоящую инстанцию налогового ведомства. При этом необходимо знать, что срок для такого обращения невелик – всего три месяца с того момента, как компания получила решение о доначислении налога (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Действия налогоплательщика, связанные с движением денежных средств по «работающим» банковским счетам, крайне негативны. Формально ситуация выглядит следующим образом. Компания знала, что в отношении нее вынесено решение о доначислении налога, но требование добровольно не исполнила. Знала, что операции по одному из банковских счетов приостановлены, и при этом продолжала хозяйственную деятельность. Иными словами, руководство организации умышленно уклонялось от уплаты налога. А это при определенных условиях (крупный размер и т. д.) может привести к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).
Конечно, в процессе уголовного производства может быть установлено, что принятое инспекцией решение о взыскании налога является незаконным. Тогда руководителя не привлекут к уголовной ответственности, даже если это решение само по себе не отменено. Однако следует помнить, что уголовное дело будет рассматриваться не в арбитражном суде, а в суде общей юрисдикции. Кроме того, в процессе рассмотрения возникнет правомерный вопрос: почему решение инспекции не было обжаловано в срок?
Наконец, следует развеять заблуждение директора относительно того, что когда истекут три года, задолженность налоговые органы спишут автоматически. Трехлетний срок, указанный в статье 113 Налогового кодекса, во-первых, касается ответственности (штрафа), а в данном случае речь идет о налоге и пени. Во-вторых, решения о доначислении налога и о взыскании уже приняты и, следовательно, срок давности уже не идет. Значит, у инспекции нет правовых оснований, чтобы списать налог и пени.
Возможно также, что директор рассчитывает на статью 59 Налогового кодекса « Списание безнадежных долгов по налогам и сборам». Но и здесь его ждет разочарование: недоимка и задолженность по пеням списываются только в случае ликвидации организации (Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. №100) . Именно по такому пути идет и судебная практика ( постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2005 г. №Ф09-53/05АК).
Таким образом, выход из данной ситуации один – как можно быстрее погасить задолженность не только по налогу, но и по пени. В этом случае привлечение руководства к уголовной ответственности маловероятно.
«Суда в этой ситуации не избежать…»
Мингиян Федотов , адвокат Адвокатской палаты Волгоградской области
Видимо, директора компании ввели в заблуждение следующие положения Налогового кодекса. Первое – что проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году ее проведения (ст. 87 НК РФ).
Второе положение, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если со дня нарушения истекли три года (ст. 113 НК РФ).
Однако проверка уже проведена, налог, пени и штраф доначислены. Надо сказать, что обычно максимальный размер штрафа не превышает 20 процентов. Таким образом, трехлетний срок давности распространяется исключительно на сумму штрафа, которая в данной ситуации незначительна. Но все равно об автоматическом ее списании речи быть не может. Инспекция, дабы подстраховать себя, наверняка обратится в суд с заявлением о взыскании штрафа. Хотя при этом она заведомо знает об отрицательном для себя результате, так как шестимесячный срок упущен (п. 1 ст. 115 НК РФ) .
Остальные доначисленные суммы налога и пени инспекторы включают в лицевой счет налогоплательщика, где они могут числиться бесконечно долго. При этом на сумму недоимки налоговый орган автоматически начисляет пеню.
Кроме того, у контролеров в арсенале имеется и другой козырь – право зачета сумм переплаты по налогу в счет погашения недоимки. То есть если компания допустит в какой-то момент переплату, налоговые органы могут «припомнить» ей задолженность даже десятилетней давности.
Что делать в такой ситуации – весьма интересный вопрос. Законодательство отводит три месяца для обращения в суд с заявлением на действия (решения) налогового органа. Если этот срок пропущен, высока вероятность, что суд просто откажет в удовлетворении требований налогоплательщика.
Однако и из этой ситуации можно найти выход. Наиболее очевидный – все же обратиться в арбитражный суд с заявлением о том, чтобы решение инспекции было признано недействительным. Но при этом необходимо ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Здесь важно объяснить суду уважительность причин, которые не позволили компании вовремя подать заявление.
Другой способ – дождаться одного из возможных действий налогового органа (списания денег со счета, проведение зачета и т. п.). Затем обратиться в суд с треб
ованием о признании этих действий незаконными.
Третий способ – письменно потребовать от налоговой инспекции отозвать инкассовое поручение (как своеобразный экзотический вариант - исключить сумму недоимки и пени из лицевого счета). Однако при этом следует учитывать сложившуюся в той или иной местности практику федерального окружного арбитражного суда. Потом следует дождаться отказа либо отсутствия каких-либо действий со стороны налогового органа и обратиться в суд с заявлением о признании незаконным этого отказа (бездействия).
«Потребовать от инспекции списать задолженность…»
Юрий Чинков, управляющий партнер ООО АК "Налоговые адвокаты"
Существуют различные подходы к решению описанной проблемы. Что касается штрафа, то здесь все понятно – шестимесячный срок для его взыскания через суд уже истек (п. 1 ст. 115 НК РФ). А вот в отношении сроков взыскания налога и пени мнения специалистов различны.
Одни считают, что должен быть применен общий подход: раз установлен пресекательный срок для привлечения к ответственности - три года (ст. 113 НК РФ), а также проверяемый период - три года (ст. 87 НК РФ), то налог и пени могут быть взысканы только в течение трех лет.
Другие придерживаются мнения, что срок давности по взысканию налога и пени никогда не существовал и не существует, во всяком случае, в отношении организаций-налогоплательщиков (ст. 45 - 47 НК РФ).
Третьи полагают, что срок давности по взысканию налога и пени составляет шесть месяцев. То есть по аналогии со сроком давности обращения в суд при взыскании санкций (п. 1 ст. 115 НК РФ) или со сроком взыскания налога с физических лиц (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Высший Арбитражный Суд придерживается последней точки зрения (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Он разъяснил следующее. Налоговый орган, который не реализовал свои полномочия на бесспорное взыскание недоимки с организации, вправе обратиться в суд (п. 3 ст. 46 НК РФ). Однако при этом срок, в течение которого контролеры могут это сделать, не установлен. В связи с этим судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса. Он посвящен взысканию налога с физических лиц. В частности, иск о взыскании налога за счет имущества физического лица инспекция может подать в течение шести месяцев после того, как истек срок исполнения требования об уплате налога. Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), это же положение суды должны применять и к юридическим лицам. При этом шесть месяцев, в течение которых инспекция может обратиться в суд для взыскания недоимки с организации, исчисляются с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса.
Однако в любом случае остался неразрешенным вопрос о том, за какой период можно взыскать недоимку: за три года или бессрочно.
В описанной же ситуации директору не следует обжаловать ранее принятое решение инспекции о взыскании налога, пени и санкций. Ведь, учитывая вышеизложенное, она не сможет ничего взыскать через суд: ни налог, ни пени, ни санкции.
Однако надеяться на то, что налоговая инспекция автоматически спишет сумму недоимки, не стоит. Скорее всего, она будет попросту бездействовать. В этом случае компании действительно лучше дождаться истечения трехлетнего срока. А затем обратиться в суд с требованием обязать налоговый орган произвести запись в карточке лицевого счета о списании сумм задолженности.