01/11/2005, "Клерк.Ру". Отдел новостей
С.Д. Иванова, юрист
Предприниматель без образования
юридического лица
Проблема воровства стоит перед предпринимателями в сфере торговли достаточно остро. По оценке комиссии ЮНЕСКО, наиболее распространенным видом преступлений в мире за последние тридцать лет стал «шоп лифтинг» (несанкционированный вынос товаров, попросту — кража). Масштабы данного явления настолько велики, что вполне законопослушные граждане, сами того не зная, вынуждены оплачивать потери магазинов (до 5% в цене товаров заложены на магазинные кражи). Очень мало найдется в России магазинов, где ведется действительно серьезный учет и статистика потерь, понесенных от умышленных краж снаружи и «забывчивости» покупателей изнутри.
Хозяева магазинов покрывают недостачи, вызванные хищениями, самыми разными способами. Статья списания составляет лишь 0,4% от общей суммы недостачи, однако потери от воровства практически всегда больше, чем предусмотрено этой статьей. При инвентаризации выявляется общий размер недостачи, далее производится анализ на предмет выявления похищенных товаров, а затем принимается решение, как покрывать недостачу . Методы разнятся.
В некоторых магазинах ответственность за хищение несут охранники, однако нередко случается, что покрывать недостачу приходится продавцам. Многие магазины изначально закладывают в торговую наценку возможные хищения (это поднимает цену товара на 3–5%), заставляя покрывать их покупателей.
Как бороться с кражами?
Основными типами воровства можно назвать:
1. Кражи товаров из торгового зала покупателями;
2. Кражи товаров из подсобных помещений и торгового зала недобросовестным персоналом;
3. Кражи из торгового зала в результате сговора персонала и покупателей.
Рассмотрим основные методы борьбы с каждым из названных явлений.
Как предотвратить кражи товаров из торгового зала покупателями
Даже если ваш магазин расположен в исключительно благоприятном с социальной точки зрения месте, его посещает культурная и добропорядочная публика, большинство покупателей — постоянные клиенты и вы многих из них знаете — все равно не следует терять бдительности. И уж тем более не следует «расслабляться» тем бизнесменам, магазины которых обслуживают отнюдь не VIP-публику.
Усильте контроль за покупателями в зале, поставьте охранников на входах и выходах. Но если вам это не по карману, оборудуйте магазин электронными противокражными системами . Технологии их работы различны, но принцип действия у всех один. На выходах из торговых залов, в кассовых проходах устанавливаются специальные устройства — детектирующие антенны. Товар, находящийся в зале, помечается с помощью одноразовых защитных этикеток или пластиковых меток многоразового использования. Эти защитные метки, попадая в пространство между антеннами, вызывают «возмущение» поля. Антенны издают звуковой сигнал, что свидетельствует о незаконном выносе товара из торгового зала. Те товары, которые проходят через кассу, попадают на специальное устройство — деактиватор. С его помощью происходит нейтрализация защитных свойств этикетки. После такой обработки этикетка не вызывает возмущения антенн и покупатели могут свободно покинуть торговый зал.
Фрагмент документа
Статья 7.27 «Мелкое хищение» КоАП РФ
Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса РФ, —
влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Примечание . Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.
Фрагмент документа
Статья 158 «Кража» УК РФ
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Кража, совершенная:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;
в) с причинением значительного ущерба гражданину;
г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище либо в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
4. Кража, совершенная:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Примечания . 1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
3. Под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, магистральные трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые оборудованы ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной охраной и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.
4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.
Рассчитывая сроки окупаемости основного оборудования, обратите внимание на такой важный аспект, как защитные этикетки. Цена их невелика, но с учетом количества со временем выльется в значительные суммы. Здесь выход один — правильно определить ту группу товаров, которая нуждается в защите. Обклеивать весь товар зачастую нецелесообразно. Кража буханки хлеба или пакета молока — редкость. Да и «экономический удар» от этого невелик. Другое дело — дорогие виды алкоголя, сорта чая, кофе, сыров, колбас и т.п. Правильно выделив целевую группу, вы сведете перечень товаров, подлежащих защите, к вполне безобидной цифре.
Как предотвратить кражи товаров недобросовестным персоналом
Убедитесь в том, что все ключевые сотрудники (бухгалтеры, линейные менеджеры, руководители служб безопасности, аудиторы, «материальщики» и т.д.) заинтересованы в том, чтобы показать вам реальное положение дел с воровством в вашем магазине. Постарайтесь разобраться во всех формах учета и контроля, принятых в вашем магазине, контролировать всю отчетность и уметь вскрывать любую неточность и подтасовку данных. Занимайтесь этим систематически. Если весь ваш рядовой персонал (кассиры, охранники, продавцы, кладовщики, грузчики и т.д.) профессиональны и не склонны к обману, убедитесь в том, что они получают за свой труд достойное вознаграждение. Постарайтесь убедиться в том, что потери от «естественной убыли» (усушка, утруска, бой, некомплект и т.п.) составляют большую часть потерь в вашем магазине, иначе (если кражи в вашем магазине продолжаются, и более 50% из них совершаются персоналом), придется прибегнуть к более жестким методам:
1. Получив по итогам инвентаризации общую сумму потерь, разделите ее между членами трудового коллектива с удержанием из зарплаты каждого соответствующей доли (для этого необходимо заключить договоры о материальной ответственности). Если же даже при такой системе в магазине нет особой текучести кадров, а потери год от года не уменьшаются, это означает, что либо вы сильно переплачиваете своим сотрудникам, и ежемесячный начет не бьет им по карману, либо они в достаточной степени вознаграждают себя сами, используя ресурсы магазина (тот же подставной товар, завышение цен, вознаграждения за какие-то услуги (о которых вы не знаете) от покупателей или поставщиков). В противном случае честные и профессиональные люди у вас долго не задержатся или будут сами бороться с практикой воровства, пресекать попытки краж «снизу»;
2. Делайте внеплановые проверки и неожиданные снятия остатков с последующим публичным наказанием пойманных за нечистую руку сотрудников. Создайте видимость тотального контроля и неотвратимости наказания.
Как бороться с кражами товаров из торгового зала в результате сговора персонала и покупателей
Для пресечения краж товаров из торгового зала в результате сговора персонала и покупателей работает универсальный метод — использование электронных противокражных систем . Но порой сотрудники изобретают гораздо более изощренные методы, нежели простой вынос товара через зал. Рассмотрим их.
Компьютерное мошенничество . В настоящее время компьютеры широко используются в кассовых терминалах, системах учета движения товаров, денежных средств и для расчета заработной платы. Таким образом, воровство персонала выходит на высокотехнологичную ступень. Но обезопасить себя от компьютерных мошенников, а точнее, ощутимо усложнить им жизнь, вполне реально:
— установите на компьютеры и установленную на них операционную систему пароли, которые ограничат доступ посторонних лиц;
— ограничьте права доступа сотрудников к некоторой информации;
— ограничьте доступ к компьютерам в ночное время;
— отслеживайте статистику активности компьютеров.
Взяточничество . Служащий, допускающий распространение служебной информации за вознаграждение, охранник, пропускающий за вознаграждение — взяточники (в терминах УК РФ такая «взятка» признается коммерческим подкупом). Чтобы выявить таких ловкачей, обратите внимание на следующие признаки:
— ответственный за работу с поставщиками работает только с одним поставщиком, пренебрегая возможностью получать скидки либо закупать у других поставщиков на более выгодных условиях;
— сотрудник находится в личной дружбе с поставщиком или продавцом;
— ваш работник постоянно получает различные подарки от контрагентов;
— кто-то из сотрудников имеет большую платежеспособность, чем позволяет его заработная плата.
Для того, чтобы побороть эту проблему, убедитесь, что ваши сотрудники получают заработную плату, соответствующую их должности, и, по возможности, иногда провоцируйте смену поставщиков и контрагентов.
Грамотное управление бизнесом как панацея от воровства со стороны персонала
Обратите внимание на вашу практику найма сотрудников . Требуйте от претендентов предоставления более подробной информации о предыдущих местах работы, о причинах увольнений. Затем свяжитесь с предыдущими работодателями с целью определения честности претендента.
Поддерживайте высокий моральный уровень сотрудников , вовлекая персонал в проблему предотвращения краж, в участие в прибылях (проценты от продаж и т.п.).
Кто обычно нечист на руку
Чаще всего крадут из магазинов с самообслуживанием несовершеннолетние, другая значительная категория похитителей — алкоголики, бомжи и прочие «падшие люди». Тем не менее, немало краж совершается и обычными гражданами, вполне законопослушными вне стен торговых залов. Летом обычно происходит спад воровства, в середине осени число краж заметно растет, а пик приходится на зиму (в холода значительно легче спрятать украденный товар под одеждой). Кроме «любителей», есть и настоящие «профи» магазинного воровства. Процент их мал, зато ущерб в денежном эквиваленте не сравнить с украденной шоколадкой, да и поймать настоящих жуликов весьма сложно.