06/09/2005, Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451
Особое место в операциях розничной торговой организации занимают кассовые операции, так как основная часть выручки поступает у данных организаций через кассы.
Торговая организация для приема, хранения, выдачи денежных средств должна иметь кассу. Порядок организации кассы и учета наличных денежных средств устанавливается Письмом Центрального Банка Российской Федерации №18 от 4 октября 1993 года "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".
Так как в розничной торговле очень часто встречаются нарушения, связанные именно с кассовыми операциями, то руководителям и главным бухгалтерам необходимо иметь четкое представление об организации кассового хозяйства в организации. Ведь из-за того, что вероятность злоупотреблений на данном участке максимальна, именно касса в организации подвергается различным видам проверок, как со стороны налоговых органов, так и других видов контроля.
Розничные организации торговли осуществляют расчеты с населением с обязательным применением контрольно-кассовой техники. Такое требование выдвигается Федеральным законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Нарушение требования законодательства чревато для организации достаточно высокими штрафными санкциями. Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
"Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда".
Обратите внимание!
Розничным организациям торговли, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, стоит обратить внимание на Письмо Федеральной Налоговой службы от 27 декабря 2004 года №22-0-10/1964@ "О порядке применения отдельных положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового Кодекса Российской Федерации.
Положения указанного документа будут интересны субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю одновременно через стационарные объекты розничной торговли с площадями торгового зала более и менее 150 квадратных метров. До появления указанного документа субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, не подлежали переводу на "вмененку", если хотя бы один из объектов розничной торговли превышал критерий, установленный пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации. Иначе говоря, если субъект предпринимательства, осуществлял розничную торговлю одновременно через несколько торговых точек, и площадь торгового зала в одной из них превышала 150 метров, то субъект хозяйственной деятельности должен был использовать только традиционную систему налогообложения.
Своим Письмом ФНС РФ разъяснило, что положения главы 26.3 НК РФ не ставят возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД в зависимость от осуществления налогоплательщиком аналогичной деятельности в объектах розничной сети с площадью торгового зала более 150 квадратных метров.
А это фактически означает возможность перевода организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, в том числе через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. метров на систему налогообложения в виде ЕНВД. Причем сделать это можно, начиная с 1 января 2005 года, без пересчета налоговых обязательств за период применения иных режимов налогообложения.