16/08/2005, Учет. Налоги. Право
Оксана ИГОРЕВА
Затраты на вневедомственную охрану предприятий теперь можно отнести к прочим расходам в целях налогообложения прибыли. Те организации, которые не учитывали эти расходы в 2005 году, могут подать уточненную декларацию. Эту приятную новость корреспонденту «УНП» сообщили в управлении налогообложения прибыли (доходов) ФНС России. «Мы позволяем пересчитать налог на прибыль за этот год, если охрана предприятия осуществляется вневедомственными организациями при органах внутренних дел», - обратили наше внимание в ФНС. Но «амнистия» не распространяется на налог, уплаченный в прошлом году.
А суть вопроса вот в чем. Бухгалтеры вплоть до октября 2003 года спокойно относили к расходам в целях налогообложения прибыли затраты, которые направляли на оплату услуг вневедомственной охраны. Однако постановление Президиума Высшего арбитражного суда от 21.10.03 № 5953/03 изменило ситуацию. Высокий суд заявил, что средства, направляемые вневедомственным организациям при ОВД по договорам об оказании услуг, являются целевыми. На основании этого суд вынес вердикт: для милиции эти средства не доход (ст. 251 НК РФ). А фискальное и финансовое ведомства страны распространили этот вывод и на обычных плательщиков (письма Минфина России от 24.03.05 № 03-06-05-04/71, от 21.12.04 № 03-03-01-02/58). И сообщили: раз эти средства - целевое финансирование, то организации учитывать их в расходах не могут (ст. 270 НК РФ).
Теперь ситуация снова изменилась, о чем сообщает письмо Минфина России от 28.07.05 № 03-03-04/1/105. В состав прочих расходов включаются в том числе затраты на оплату услуг, оказываемых вневедомственной охраной при ОВД (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). И все благодаря Федеральному закону от 06.06.05 № 58-ФЗ, который в этой части вступил в силу 14 июля сего года и позволил применять обновленную норму кодекса задним числом - с 1 января 2005 года.
Однако позиция налоговиков в отношении 2004 года не изменилась. «Если налогоплательщик в прошлом году учитывал в расходах охрану своего имущества, придется смириться со штрафами, пенями и доначислениями», - огорчили нас в ФНС.
И все-таки мы считаем, что повод поспорить в суде имеется. Президиум ВАС РФ, вынося постановление, опирался на статью 35 закона «О милиции» от 18.04.91 № 1026-1. Эта статья тогда считала источником финансирования милиции средства, поступающие по договорам оказания услуг. Но ведь норма не действует уже с 2004 года - сначала ее действие было приостановлено Федеральным законом от 23.12.03 № 186-ФЗ. А с этого года из статьи 35 положение о финансировании за счет договоров исключили вовсе. И тем самым разбивается в пух и прах основной аргумент о целевых средствах. А значит, и о невозможности включить в расходы затраты на охранников при ОВД