П. Алексеенко
руководитель Государственной инспекции труда в Амурской
области, кандидат юридически) наук
Сотни тысяч наших сограждан в новых экономических условиях решают "делать
дело" в индивидуальном порядке. Точнее сказать - без образования юридического
лица. Всегда ли они и в полной мере находятся под защитой действующего законодательства
о труде и охране труда? Свое мнение на это имеет автор публикуемого материала.
Приходится делать вывод, что наше трудовое законодательство выстроено таким
образом, что сфера его влияния распространяется лишь на предприятия -производство
и трудовые отношения. Между тем за пределами этого влияния остаются миллионы
россиян, ушедших по воле судьбы в так называемый малый бизнес. Их труд называют
"рабским". Это, конечно, преувеличение. Тем не менее мы видим, что
действующим законодательством об охране труда жизнь и здоровье работников-"одиночек"
в процессе трудовой деятельности не защищены. Поэтому существует проблема, которая
заслуживает обсуждения и в итоге, может быть, нормативно-правового регулирования.
Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, которое
утверждено постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 года № 279 с изменениями
от 28 января и 24 мая 2000 года (далее Положение), установлен порядок расследования
и учета несчастных случаев на производстве. Он обязателен для всех организаций
независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд.
Возникает естественный вопрос: означает ли это, что на предпринимателей, не
использующих наемный труд, действие Положения не распространяется?
Из разъяснения специалистов Минтруда России, опубликованного в журнале "Охрана
труда и социальное страхование"(№ 1, 2001 г.) под заголовком "Несчастные
случаи: расследование и учет", следует, что расследование и учет несчастных
случаев, происшедших с индивидуальными предпринимателями, не использующими наемный
труд, Положением не предусмотрено. Видимо, имеется в виду то, что в данном случае
отсутствует фактор трудовых отношений, поскольку предприниматель осуществляет
свою деятельность в соответствии с гражданским кодексом.
Таким образом, из разъяснения следует, что, поскольку предприниматель не имеет
наемных работников, а действует самостоятельно (в рамках гражданского законодательства),
и если с ним произошел несчастный случай, он не подлежит расследованию и учету.
Но есть нормативные акты более высокого порядка.
В Конституции Российской Федерации, в статье 7 (часть 2), определено, что в
нашей стране охраняется труд и здоровье людей. Здесь, как видим, речь идет об
охране труда и здоровья всех людей без каких-либо ограничений и условий. Федеральный
закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" в статье 5 среди лиц, подлежащих
обязательному социальному страхованию, называет работников, выполняющих работу
на основании гражданско-правового договора, если страхователь обязан уплачивать
за этого работника страховые взносы.
Значит, если за работающего предпринимателя в Фонд социального страхования
поступают страховые взносы независимо от того, по какому договору (а может быть,
вообще без договора - не станет же он сам с собой заключать договор) он работает
и сам за себя уплачивает страховые взносы, он, работающий, вправе рассчитывать
на возмещение вреда при повреждении его здоровья. Этому, по логике, должны предшествовать
процедура расследования несчастного случая и составление акта по форме Н-1.
Это обстоятельство должно означать, что соответствующие нормы Положения не
очень четко передают смысл и содержание норм, обладающих большей юридической
силой, а при их уяснении не могут толковаться в столь категоричной форме, как
это сделано в вышеупомянутом разъяснении.
Что касается уплаты предпринимателем, не использующим наемный труд, взносов,
то он, так же как и любой другой хозяйствующий субъект, в соответствии с Федеральным
законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" (статья 17), независимо от
наличия либо отсутствия у него наемных работников, обязан своевременно регистрироваться
у страховщика в качестве страхователя и перечислять страховщику страховые взносы,
предусмотренные Правилами отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу
профессионального риска.
Поэтому, поскольку предприниматель без образования юридического лица обязан
уплачивать страховщику страховой взнос, он должен быть уверен в государственной
поддержке при наступлении страхового случая.
Для более предметного рассуждения приведу пример из практики. 12 февраля 2002
года В. Коваленко был зарегистрирован администрацией г. Благовещенска в качестве
предпринимателя без образования юридического лица. Для осуществления своей деятельности
арендовал в финансово-экономическом колледже гараж, где занимался ремонтом автомобилей.
При проведении очередных ремонтных работ 29 июля 2002 года произошел несчастный
случай (самопроизвольное скатывание автомобиля с эстакады). В. Коваленко погиб.
Лица, находящиеся на его иждивении, не получили поддержки со стороны Фонда социального
страхования по причине неуплаты им страховых взносов. Об этом, по словам родственников,
он даже и не подозревал.
Платил все другие налоги и взносы, но только не этот.
Почему так могло случиться? Ведь этот вид Страхования является обязательным?
Значит, к тому же, нет еще и правового механизма, обеспечивающего обязательность
уплаты этого вида платежей. Подводя итог, можно сделать некоторые выводы.
Во-первых. Пункт 1 Положения о расследовании и учете
несчастных случаев на производстве нуждается в корректировке в части согласования
его с Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний". В частности со статьями
5,17 и др.
Во-вторых. Формируя правовое, социальное государство,
мы должны уходить от жестких формулировок в нормативно-правовых актах, которые
оставляют без надежды многих людей на оказание помощи со стороны государства.
В-третьих. Надо с помощью новейшего законодательства
об охране труда вовлечь всех людей, работающих по каким-либо договорам, независимо
от наличия либо отсутствия v них наемных работников, в сферу социального страхования
от несчастны* случаев на производстве v профессиональных заболеваний.