05/07/2005, Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия»
Один из вопросов, который глава 25 Налогового кодекса не затрагивает, – это первоначальная стоимость имущества, полученного как вклад в уставный капитал фирмы. Логично предположить, что в налоговом учете такое имущество будет числиться в сумме, по которой его оценили учредители. Такое положение создает почву для нехитрой схемы: передавая имущество в уставный капитал, «накручивать» его цену. Поскольку проделывать это можно многократно, появляется возможность амортизировать одно и то же основное средство столько раз, сколько вам заблагорассудится. Проанализируем текст кодекса более детально.
Как определить первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете, сказано в статье 257 Налогового кодекса. Эта статья рассматривает следующие ситуации приобретения основного средства:
– покупает оборудование;
– получает его безвозмездно.
Однако определить первоначальную стоимость вклада в уставный капитал так, как это делают в случае безвозмездной передачи имущества, кодекс не позволяет. Дело в том, что статья 257 Налогового кодекса содержит ссылку на пункт 8 статьи 250. Здесь сказано об оценке такого имущества. Однако этот пункт не распространяется на вклады в уставный капитал.
Следовательно, относительно стоимости имущества, полученного от учредителя, кодекс никаких указаний не содержит. В то же время, согласно ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основного средства, переданного в уставный капитал, является его оценка учредителями. В налоговом учете можно использовать этот же принцип.
Пример
ЗАО «Актив» в январе 2004 года приобрело принтер за 15 000 руб. Срок его службы – 37 месяцев. К декабрю 2005 года «Актив» списывал в расходы амортизацию принтера уже 22 месяца (февраль–декабрь 2004 года + январь–ноябрь 2005 года). Сумма амортизации составила 8918,92 руб. (15 000 руб. : 37 мес. ґ 22 мес.).
В ноябре 2005 года «Актив» внес принтер в уставный капитал «Пассива». При этом в налоговом учете у «Актива» не возникает расходов, а у «Пассива» доходов. В учредительном договоре указано, что принтер оценен в 15 000 руб. По этой стоимости «Пассив» и отразил принтер в налоговом учете. Эту сумму фирма будет списывать в расходы в течение оставшихся 15 месяцев (37 – 22) его службы.
Общая сумма, которую фирмы включат в расходы по этому принтеру, составит 23 918,92 руб. (8918,92 + 15 000).
Обратите внимание: если сумма вклада в уставный капитал превышает 20 000 рублей, то для его оценки понадобится независимый оценщик. Такое требование содержат закон об обществах с ограниченной ответственностью и закон об акционерных обществах. Получается, использовать эту схему с дорогостоящим имуществом сложнее, чем с основными средствами, которые дешевле 20 000 рублей. Но все же это возможно. Ведь и оценщиком основное средство может быть оценено выше, чем его остаточная стоимость в налоговом учете учредителя.
Конечно, главное налоговое ведомство России не обошло вниманием это упущение законодателей. В пункте 5.3 методички МНС по налогу на прибыль сказано, что стоимость вклада в уставный капитал «определяется по данным налогового учета у передающей стороны». Однако, как мы уже видели, из текста Налогового кодекса такой вывод сделать нельзя.
Еще один из простых способов – внести это имущество в совместную деятельность. Сразу оговоримся. Способ хорош, если стоимость имущества достаточно высока. Например, речь идет об отслужившей свой срок недвижимости. Если основные средства стоят недорого, овчинка выделки не стоит.
Достоинства схемы очевидны. Такое основное средство оценивают «участники простого товарищества» (то есть хоть в рубль, хоть в миллион). Исходя из этой стоимости, по нему и надо начислять амортизацию. Поэтому миллион, конечно, лучше.
Несколько слов о налоге на имущество. Его платить не придется. Этим налогом облагается «остаточная стоимость признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества». В нашем случае она будет равна нулю. Ведь, как мы уже отметили, речь идет о полностью изношенном объекте.
Допустим, вы занимаетесь торговлей и у вашей фирмы есть старое здание, которое отслужило свой срок. Вы организуете совместную деятельность и вносите его в качестве вклада. По договору простое товарищество будет делать то же самое, что делала ваша фирма, то есть торговать. Однако теперь ваша деятельность будет называться не торговой, а совместной. Выгода очевидна. Здание оценено в миллион. По нему вновь начисляется амортизация. Ее сумма уменьшает полученную прибыль.
При использовании этой схемы у бухгалтера может возникнуть несколько вопросов. Как найти фирму, которая согласится стать товарищем? Как делить с ней доходы? Как вести учет?
Тут все довольно просто. Фирму искать не обязательно. Достаточно индивидуального предпринимателя. Им может стать, например, учредитель вашей фирмы. Доходы нужно делить так, как это написано в договоре простого товарищества. Самый простой вариант – пропорционально вкладам. Ваш вклад – 1 000 000 рублей. Вклад предпринимателя – 1 рубль. Доходы будут делиться один к миллиону. То есть львиная часть прибыли (а точнее, практически вся прибыль) принадлежит вашей фирме.
Ведение общих дел (проще говоря, бухучет), конечно, надо взять на себя. Учет при совместной деятельности в принципе такой же, как и при обычной. Основные средства учитываются на счете 01, нематериальные активы – 04, деньги в кассе – 50 и т. д. Единственное, о чем не нужно забывать, – он ведется отдельно от учета самой фирмы (на отдельном балансе).