Нередко компании для продвижения своих продуктов на рынок проводят рекламные акции по принципу «Купив два флакона, вы бесплатно получите третий!» или «Купите новую бритву и получите швейцарский нож в подарок!». Подобные рекламные находки могут привести бухгалтеров и юристов компании к неприятному общению с налоговыми органами, которые, например, потребуют увеличить налоговую базу по НДС на стоимость «бесплатно» переданных товаров. Однако этого спора можно избежать и при этом сэкономить на налогах .
Позиция чиновников
Налог на прибыль
В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на рекламу (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ). Разумеется, речь идет о расходах, в отношении которых выполняются условия ст.252 НК РФ.
На основании п.1 ст.11 НК РФ термин «реклама» следует понимать для целей налогообложения в том значении, в котором он используется в Федеральном законе от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Согласно ст.2 названного закона реклама – это, в частности, распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам и способствовать их реализации.
Можно утверждать, что единица товара является носителем полной информации о нем, исходя из которой потребитель может непосредственно сделать вывод о достоинствах и недостатках данного товара.
Поскольку единственной целью «бесплатного» вручения товара покупателю в рамках рекламной акции является стимулирование спроса на распространяемые товары, то стоимость «бесплатно» переданных товаров относится к расходам организации на рекламу.
При этом расходы на рекламу, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в размере фактических (ненормируемых) расходов, предусмотрены абзацами вторым-четвертым п.4 ст.264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит. Бесплатная передача товаров в рамках рекламных акций не входит в указанный перечень, а потому расходы в виде стоимости «бесплатных» товаров, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, признаются при исчислении налога на прибыль в размере, не превышающем 1% от выручки данного периода.
Однако если товары бесплатно передаются определенному лицу (лицам), например, заранее определенным потенциальным покупателям, то такую передачу уже нельзя считать рекламой. Ведь в этом случае товары распространяются среди определенного круга лиц. Поэтому в данном случае происходит безвозмездная передача имущества, расходы на которую не могут учитываться при исчислении налога на прибыль (п.16 ст.270 НК РФ).
Подобная точка зрения изложена, в частности, в письмах МНС РФ от 24.03.2003 № 02-5-11/73-К342, УМНС РФ по г. Москве от 22.03.2004 № 26-12/18582.
НДС
По вопросу исчисления НДС со стоимости товаров, «бесплатно» передаваемых при проведении рекламных акций, ФНС РФ и Минфин РФ заняли весьма неприятную для налогоплательщиков позицию. Эти ведомства считают, что бесплатная передача товаров в рекламных целях, является их безвозмездной передачей, а потому должна облагаться НДС на основании пп.1 п.1 ст.146 НК РФ (см., например, Письма Минфина РФ от 31.03.2004 № 04-03-11/52, ФНС РФ 31.03.2005 № 03-1-03/474/13, МНС РФ от 05.07.2004 № 03-1-08/1484/18, 26.02.2004 № 03-1-08/528/18). При этом, по мнению чиновников, налоговую базу следует определять исходя из рыночных цен (п.1 ст.154 НК РФ).
Однако раз уж «бесплатная» передача товаров облагается НДС, то и суммы входного налога по ним могут быть приняты к вычету в полном объеме (см. Письмо УФНС по г. Москве от 09.02.2005 № 19-11/7903). Следует иметь в виду, что данная позиция может привести к спору, ведь налоговики не смотря ни на что, могут сослаться на ограничения вычетов, предусмотренное абз.2 п.7 ст.171 НК РФ ( см. ниже ).
С налоговыми органами можно поспорить
Приведенную позицию финансового и налогового ведомств по вопросу исчисления НДС в рассматриваемом случае можно оспаривать, поскольку товары переданные «бесплатно» при условии приобретения покупателем других товаров не могут считаться переданными безвозмездно.
Безвозмездность подразумевает отсутствие встречного предоставления, например, отсутствие у получателя встречной обязанности передать имущество (имущественные права), выполнить работы, оказать услуги. Такое определение безвозмездности следует из ст.423 и ст.572 ГК РФ и применяется в гражданских правоотношениях. Для целей исчисления налога на прибыль подобное определение содержится в п.2 ст.248 НК РФ. Глава 21 НК РФ не определяет понятие безвозмездности для целей исчисления НДС, поэтому на основании п.1 ст.11 НК РФ такое понятие должно применяться в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства. В рассматриваемом случае оцениваются налоговые последствия договорных отношений, поэтому «другой отраслью» следует считать гражданское законодательство.
Итак, если продавец вместе с основным товаром передает покупателю какой-либо другой товар бесплатно, то у покупателя возникает встречная обязанность оплатить эти товары. При этом объем обязательств сторон заранее определен в договоре между ними - продавец обязуется передать определенное количество товаров, а покупатель уплатить за них установленную сумму. То есть покупатели при оплате товаров возмещают продавцу его затраты, включенные в себестоимость реализованных товаров.
При таких обстоятельствах, очевидно, присутствует встречное предоставление, а значит, передачу дополнительных «бесплатных» товаров нельзя считать безвозмездной ни в гражданско-правовом смысле, ни для целей исчисления НДС. Поэтому можно утверждать, что выручка, полученная от покупателя за основные товары, включает в себя оплату «бесплатно» переданных ему в рекламных целях товаров. Налоговая база по НДС в этом случае должна определяться именно исходя из этой выручки, и не должна увеличиваться на стоимость «бесплатно» переданных товаров.
Как показывает практика, суды по данному вопросу нередко поддерживают налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2004 № А05-3624/03-22, Московского округа от 19.08.2003 № КА-А30/5796-03П, от 13.01.2003 № КА-А40/8381-02).
Вместе с тем следует иметь в виду, что суммы входного НДС по «бесплатно» переданным товарам, будут подлежать вычету только в сумме, соответствующей нормативу по расходам на рекламу (абз.2 п.7 ст.171 НК РФ). То есть принять к вычету входной налог можно будет только с той части затрат, на которую уменьшена налогооблагаемая прибыль за отчетный (налоговый) период.
Оставшуюся часть НДС нельзя ни принять к вычету, ни включить в расходы при исчислении налога на прибыль.
Выгодно ли спорить?
Итак, у налогоплательщика есть выбор:
Вариант 1 - сделать так, как велят чиновники: начислить НДС на рыночную стоимость «бесплатно» переданных товаров и применить вычет входного НДС по ним в полном объеме,
Вариант 2 - спорить с налоговыми органами: не облагать «бесплатные» товары НДС, а входной НДС по ним принять к вычету пропорционально нормативу на рекламные расходы.
Экономическая выгода для налогоплательщика в данном случае зависит от отношения размера осуществленных в отчетном (налоговом) периоде (по налогу на прибыль) нормируемых расходов на рекламу к размеру выручки от реализации этого периода. Если это соотношение больше 0,01 (1%), то часть входного НДС с таких расходов будет невозможно принять к вычету. Значит, выигрывая в том, что мы не начисляем НДС со стоимости «бесплатно» переданных товаров, мы теряем возможность принять часть входного налога к вычету.
Точно выяснить, какой из названных вариантов является более выгодным налогоплательщику, можно лишь составив соответствующий расчет для конкретной ситуации .
Однако независимо от результатов указанного расчета, для налогоплательщика является наиболее выгодным вариант 3 . Тем более что он не приводит к налоговым спорам.
Вариант 3. Спорить не нужно - лучше по-другому оформить документы
Избежать возникновения спора с налоговыми органами можно, установив в договорах с покупателями, что товар реализуется комплектом, который состоит из определенного количества единиц основного и дополнительного товаров. При этом продажная стоимость комплекта устанавливается единой. Разницу между стоимостью комплекта и суммой обычных продажных цен входящих в него товаров следует считать скидкой.
Во избежание рисков по ст.40 НК РФ, размер скидки должен быть обоснован хотя бы одним из следующих обстоятельств:
сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары;
истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров на новые рынки.
При таком подходе устраняется сам предмет возможного спора, ведь в этом случае бесплатной передачи каких-либо товаров не происходит. Следовательно, стоимость этих товаров не будет включаться в рекламные расходы и нормироваться при исчислении налога на прибыль, а начисление НДС и применение налоговых вычетов по этим товарам должно будет производиться в общем порядке. В связи с этим очевидно, что вариант 3 гораздо выгоднее налогоплательщику чем варианты 1-2.
Все сказанное выше в отношении товаров, может быть распространено также на случаи, когда для покупателя «бесплатно» выполняются работы, оказываются услуги.
Илья Зорин ,
налоговый юрист