Покупатель может вернуть аптеке купленный товар в двух случаях. Во-первых, из-за того, что, как оказалось после покупки, срок годности на товар истек или же товар оказался некачественным. А во-вторых, если товар не подошел покупателю по своим характеристикам или он решил, что поспешил с покупкой. И в том и другом случае аптека обязана принять у покупателя товар, вернув за него деньги. Это закреплено в пункте 1 статьи 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Аналогичная норма содержится в пункте 6.15 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Минздрава России от 4 марта 2003 г. № 80. В нашей статье мы подробно рассмотрим возврат некачественного товара.
Сроки возврата товара
Вернуть товар можно в течение его гарантийного срока или срока годности. На большинство товаров они установлены. А если нет, то сделать это можно в разумный срок, под которым законодательство понимает два года с момента покупки, что закреплено в пункте 2 статьи 477 Гражданского кодекса РФ.
Документальное оформление возврата
Документальное оформление операций по возврату товаров зависит от того, когда был возвращен товар - в день покупки или позже, уже после закрытия смены и снятия с контрольно-кассовой машины Z-отчета. Различия связаны с тем, что в первом случае деньги покупателю выдаются из операционной кассы, а во втором случае - из основной кассы.
Но давайте поговорим об этом подробнее.
Если покупатель вернул товар в день покупки
В этом случае аптеке нужно оформить в двух экземплярах накладную на возвращенный товар. Один экземпляр накладной передается покупателю - он должен предъявить ее при получении денег за товар. А второй экземпляр накладной прикладывается к товарному отчету. Такой порядок предусмотрен в пункте 10.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, приведенных в письме Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.
Как мы уже отметили, деньги покупателю возвращаются из операционной кассы аптеки по кассовому чеку. На нем должен поставить свою подпись директор (заведующий) или его заместитель. Это установлено в пункте 4.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, приведенных в письме Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104.
Товары, которые нельзя вернуть или обменять
Некоторые товары не подлежат ни возврату, ни обмену. Речь идет лишь о товарах надлежащего качества. Их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. К ним относятся:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, очковые линзы, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары.
К примеру, приборы для измерения давления (тонометры) относятся к медицинской технике (код 94 4130 по ОК 005-93). Поскольку медицинские приборы и аппаратура включены в перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену, качественные тонометры нельзя ни обменять, ни вернуть.
На сумму, выданную из кассы, оформляется акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) по форме № КМ-3, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Полученный от покупателя кассовый чек нужно наклеить на лист бумаги и вместе с актом по форме № КМ-3 сдать в бухгалтерию. При этом сумму денежных средств, возвращенных покупателю через операционную кассу, нужно отразить в графе 15 журнала кассира-операциониста по форме № КМ-4, которая также утверждена постановлением Госкомстата России № 132.
Если покупатель потерял чек
Даже если покупатель потерял кассовый или товарный чек, продавец обязан принять у него товар ненадлежащего качества. Главное, чтобы покупатель смог доказать, что он приобрел товар именно у этого продавца (п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Однако в таких случаях деньги за товар нельзя вернуть через операционную кассу. Их придется возвращать из основной кассы аптеки.
Если покупатель вернул товар не в день покупки
В этом случае так же, как и при приеме товара от покупателя в день покупки, аптеке нужно оформить в двух экземплярах накладную на товар. Один экземпляр накладной вручается покупателю, а второй - прилагается к товарному отчету. При этом деньги покупателю возвращают не через операционную, а через основную кассу организации. Для этого бухгалтер на основании письменного заявления покупателя составляет расходный кассовый ордер на сумму возврата. В заявлении и в расходном кассовом ордере обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес и паспортные данные покупателя.
Оформляя операции по возврату денег, будьте внимательны. Ведь за нарушения в работе с денежной наличностью к организациям будут применены штрафные санкции в соответствии со статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях: с должностных лиц взыщут штраф в сумме от 4000 до 5000 руб., с самой организации - от 40 000 до 50 000 руб.
Покупатель вернул товар в следующем году
Если возврат производится в следующем году, то вместо счета 90 "Продажи" исправления производятся по счету 91 "Прочие доходы и расходы". Это связано с тем, что убытки прошлых лет, признанные в отчетном периоде, включаются в состав внереализационных расходов. Об этом говорится в пункте 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
Бухучет операций по возврату товаров
Скажем сразу, что в бухучете операции по возврату товара нужно отражать только в том случае, если деньги за покупку возвращаются покупателю через основную кассу аптеки. Иначе говоря, если товар возвращается не в день его покупки. Ведь если деньги выдаются покупателю из операционной кассы (товар возвращается в день покупки), то необходимые корректировки уже будут учтены до того, как документы представят в бухгалтерию.
По сути, если покупатель возвращает некачественный товар, то договор розничной купли-продажи, по которому такой товар был приобретен, можно считать незаключенным (ведь нарушены его существенные условия). А это значит, что право собственности на товар не переходило от поставщика к покупателю, поэтому на стоимость товаров ненадлежащего качества аптека должна уменьшить свой оборот по реализации.
Пример 1
В январе 2005 года покупатель приобрел в аптеке тонометр по цене 2500 руб. (НДС не облагается). В феврале он вернул прибор, ссылаясь на его плохую работу. В аптеке согласились с претензиями покупателя и возвратили ему деньги.
Аптека ведет учет товаров по покупным ценам. Стоимость тонометра, по которой он был списан для целей бухгалтерского учета, составляла 2000 руб. Транспортные расходы отсутствуют.
В данном случае деньги покупателю должны быть выданы из главной кассы организации на основании его письменного заявления.
А в бухгалтерском учете аптеки будут сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 50
- 2500 руб. - возвращены покупателю деньги за тонометр (основание - расходный кассовый ордер);
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"
- 2500 руб. - сторнирована выручка, полученная от реализации возвращенного товара;
ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41
- 2000 руб. - сторнирована стоимость проданного товара, по которой он был списан со счета 41.
Налогообложение при возврате товаров
Налог на добавленную стоимость
Как известно, предприятия розничной торговли не должны выставлять покупателям счета-фактуры. Им достаточно выдать кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 Налогового кодекса РФ). При этом записи в книге продаж делаются на основании показаний лент контрольно-кассовых машин. Это следует из пункта 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.
Если реализация и возврат товара происходят в рамках одного налогового периода, то следует сделать исправительную запись в книге продаж. В результате будет скорректирована сумма налога за текущий налоговый период.
Иначе необходимо действовать, когда реализация и возврат товара произошли в разные налоговые периоды. Суммы НДС, которые продавец начислил и уплатил в бюджет при реализации возвращенных товаров, подлежат вычету (п. 5 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Эти вычеты производятся после отражения возврата товаров в учете. Причем воспользоваться правом на вычет налогоплательщик может только в течение года с момента возврата товаров. Об этом гласит пункт 4 статьи 172 Налогового кодекса РФ.
Налог на прибыль
Как мы уже отмечали в предыдущем разделе нашей статьи, при возврате товара ненадлежащего качества право собственности на него по сути не переходило к покупателю, поскольку продавец не выполнил свои обязательства по договору розничной купли-продажи должным образом. Следовательно, выручка от реализации такого товара сторнируется (как и в бухгалтерском учете).
Если возврат произошел в том же отчетном периоде, что и реализация, то доходы текущего месяца нужно уменьшить на продажную стоимость товара, возращенного покупателем, а расходы - на покупную цену этого товара. При этом средний процент на конец месяца будет рассчитываться с учетом приведенных корректировок.
Пример 2
Продолжим предыдущий пример.
При возврате тонометра аптеке нужно уменьшить доходы от реализации на 2500 руб, а расходы по данной операции - на 2000 руб.
Если товар был возвращен в другом отчетном (налоговом) периоде, то аптека должна скорректировать данные за тот период, в котором товар был реализован. При этом ей придется представить в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации (п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ). Однако для этого аптеке придется представить в налоговую инспекцию еще и доказательства того, что договор розничной купли-продажи был признан недействительным. То есть что реализации фактически не было.
Единый налог при "упрощенке"
В ситуациях, когда реализация и возврат товара произошли в периоды, когда налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения, особых сложностей не возникает. Продавец должен сделать корректирующую запись и уменьшить тем самым величину дохода в книге учета доходов и расходов. А если объект налогообложения "доходы минус расходы", то еще - и расходы.
Трудности появятся, если товар был реализован до того, как аптека перешла на "упрощенку". В этом случае продавец не сможет скорректировать доходы в книге учета доходов и расходов. В то же время, если планируется дальнейшая реализация возвращаемого товара, выданные покупателю деньги можно включить в состав расходов (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).