Анна АНДРЮЩЕНКО
Ни одна московская компания не застрахована от ограбления. Однако к проблемам хозяина фирмы, потерявшего имущество, добавляются и проблемы бухгалтера, который должен своевременно и правильно оформить документы и пересчитать налоги.
Караул, грабят!
Кража – это тайное хищение чужого имущества в корыстных целях (ст. 158 УК). За совершение данного преступления Уголовным кодексом предусмотрены суровые меры наказания. Однако это не останавливает охотников за чужим добром. Чтобы преступники не радовались жизни, а бухгалтер смог списать убытки от хищения, фирме необходимо подать заявление о краже в милицию. Пока правоохранители расследуют ограбление, счетный работник должен провести инвентаризацию имущества. Порядок проведения этой процедуры законодатели определили в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых вложений (приказ Минфина от 13 июня 1995 г. № 49). В пункте 5.5 Методических указаний сказано, что результаты инвентаризации (о том, что имущество украдено) нужно отразить в бухгалтерском учете после ее окончания, а не после грабежа.
Кто виноват
Бывает, что работники милиции не могут установить виновных в ограблении. Тогда они приостанавливают предварительное следствие (подп. 1 п. 1 ст. 208 УПК). Следователь выносит об этом постановление. Чтобы иметь документальное подтверждение о том, что виновные не найдены, пострадавший может получить копию решения (подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК). В статье 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. В данном случае таким подтверждением станет постановление о приостановлении следствия. Дело в том, что бухгалтер может включить в состав внереализационных расходов убытки от хищений, виновники которых не установлены (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК). То есть при наличии решения следователя счетный работник может уменьшить базу по налогу на прибыль на убытки от кражи (письмо МНС от 8 июня 2004 г. № 02-5-10/37). Кстати, финансисты считают, что снизить доходы на сумму кражи фирма может только на основании решения суда (письмо Минфина от 31 мая 2000 г. № 04-02-05/1).
Если же виновных все-таки нашли и суд это подтвердил, то на основании обвинительного приговора бухгалтер учтет суммы возмещения ущерба в составе внереализационных доходов в соответствии с ПБУ 9/99 (приказ Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н). Если же суд не признал подозреваемых виновными, то бухгалтер поведет себя в этой ситуации так же, как в случае с неустановлением виновных.
Кстати, если организация заключила договор с охранной фирмой, то она может взыскать убытки с нее. Правда, только в том случае, если в соглашении было оговорено, что охранники несут ответственность за украденную собственность. Так, арбитражный суд становится на сторону компаний, если они пользовались услугами ЧОП по договору. При этом неважно, через какое количество времени, хоть через пять минут, «защитники» приехали на место преступления. Если имущество украдено, то его стоимость охранники возместят владельцу (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 декабря 2004 г. № А13-5339/04-20).
Верните НДС
В случае утраты имущества и основных средств в результате кражи бухгалтер фирмы должен восстановить НДС в бюджет. Такова позиция налоговой службы и Минфина. Чиновники ссылаются на пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса. Там сказано, что бухгалтер может представить к вычету только суммы НДС, оплаченные фирмой при покупке товаров для их дальнейшей перепродажи или осуществления операций, облагаемых НДС. Поэтому они считают, что для возмещения необходима последующая реализация, и этот факт должен быть подтвержден.
Инспекторы и финансисты делают вывод, что уплаченный и принятый к вычету НДС по основным средствам, выбывшим в связи с чрезвычайными обстоятельствами (например, из-за ограбления), подлежит восстановлению в бюджет. Ведь, несмотря на то, что фирма приобрела товары, например, для реализации, впоследствии они перестали участвовать в этой операции.
Кроме того, бухгалтер должен возместить НДС в том налоговом периоде, когда утраченное имущество списывается с учета (письма Минфина от 20 сентября 2004 г. № 03-04-11/155, Минфина от 30 сентября 2003 г. № 04-03-11/77, УМНС по г. Москве от 30 июня 2003 г. № 24-11/35102).
Однако судьи придерживаются другого мнения. Хотя ФАС Московского округа такие дела не рассматривал, но нужно принять во внимание решения других судов. Так, ФАС Уральского округа разбирал следующий иск. Фирма приобрела, ввела в эксплуатацию и поставила на учет основные средства. Бухгалтер возместил из бюджета НДС по этой покупке. Затем имущество было украдено. Налоговая инспекция по результатам проверки доначислила налог и пени. Чиновники посчитали, что фирма должна была восстановить НДС в бюджет по похищенным основным средствам. Суд же решил, что фирма не обязана возвращать налог на добавленную стоимость государству, поскольку кража не является реализацией (постановление ФАС Уральского округа от 20 февраля 2003 г. № Ф09-190/03-АК).
Действительно, Налоговый кодекс не предусматривает возврат налога в случае утраты имущества. Этот документ предполагает возмещение НДС в двух случаях. Во-первых, если фирма решила воспользоваться освобождением от НДС по статье 145 Налогового кодекса, то она должна вернуть налог в бюджет. Во-вторых, бухгалтер восстановит налог на добавленную стоимость, если он неправомерно или ошибочно принял его к вычету по товарам, работам или услугам (п. 2, 3 ст. 170 НК).
Следовательно, кража собственности не обязывает фирму заплатить в бюджет ранее вычтенный НДС. Таким образом, организации могут не руководствоваться мнениями инспекторов и финансистов, но свою позицию им скорее всего придется отстаивать в суде.
Мнение
Евгений Юрьев, специалист аудиторской фирмы:
«Я не понимаю, почему компании так легко соглашаются с ошибочным мнением налоговой о возмещении НДС за похищенное имущество. Ведь налоговое законодательство не обязывает их к этому. Кстати, суд обычно становится на сторону предпринимателей. Президиум ВАС в постановлении от 11 ноября 2003 г. № 7473/03 вынес решение по делу о передаче имущества в уставный капитал. Суд посчитал, что, если фирма покупала и использовала спорное имущество для производственной деятельности или других операций, облагаемых НДС, здесь возникает право на вычет. При этом не имеет значения, изменилась ли впоследствии цель его использования. Следовательно, восстанавливать налог не нужно.
Может, здесь такая аналогия и не совсем уместна, но из этого постановления напрашивается вывод, что для сохранения права на вычет необязательно использовать имущество “до конца” для осуществления операций, облагаемых НДС. Достаточно только того, что фирма изначально приобрела основные средства для таких операций».
Мнение
Алевтина Егорова, бухгалтер ООО «ФайнС», рассказала нам, что в 2004 году украли автомобиль, принадлежащий фирме. «Мы подали заявление в милицию. Милиция ищет виновных, но пока никакого просвета не намечается. У компании есть постановление о признании нас потерпевшими. В милиции не хотят закрывать дело, пока не найдут виновных. Видимо, придется нам теперь дожидаться, когда срок давности закончится. Я рискну и спишу убытки, когда дело закроют. Хотя Минфин и разъяснил, что это возможно только после вынесения приговора суда. А если виновных не найдут, то и материалы в суд передавать тоже не будут».