Елизавета ПОГОСЯН
Ваш шеф решил расширить свой бизнес и открыть новую фирму. Но, не желая тратиться на юристов, повесил это на вас. Попробуем разобраться с этой проблемой вместе.
Рецепт приготовления
Итак, если вы выяснили все, что нужно, приступайте собственно к процессу регистрации фирмы.
Первым делом вы готовите документы, на основании которых фирма будет вести свою деятельность. Они называются «учредительными». Основной документ, «паспорт» фирмы – это устав. Если участников несколько, понадобится еще и учредительный договор. В учредительных документах вы указываете название и адрес организации, размер и состав вкладов в уставный капитал, кто учредители, кто и как управляет деятельностью фирмы, как распределяются прибыль и убытки (ст. 89 ГК). «Рыбу» можно посмотреть в интернете или в любой правовой базе. Помимо этого вам понадобится решение или протокол о создании. Это зависит, опять же, от количества учредителей. Если учредитель один – пишете решение о создании фирмы, а если несколько – то протокол общего собрания участников. В протоколе указываете вопросы для голосования, например: «О создании общества», «О составе учредителей», и результаты голосования по каждому из вопросов, например: «Решение принято единогласно», «Решение принято большинством голосов, против – Иванов». В решении аналогично отражаете мнение единственного участника.
Теперь вам нужно подтвердить ваш уставный капитал. Минимальный размер уставного капитала – десять тысяч рублей. Сначала вы можете оплатить первую половину, а вторую – в течение года.
Если уставный капитал вносится деньгами, идете в банк и открываете накопительный счет (расчетный вам не откроют, ведь фирма еще не зарегистрирована). Как нам пояснили в одном из банков Москвы, для открытия счета вам нужно принести учредительные документы, заверенные самими учредителями или нотариусом. И не забудьте подготовить доверенность, если в банк пойдет не учредитель.
Если уставный капитал состоит из имущества, пишите оценочный акт этого имущества (гражданин Иванов А.А. вносит в качестве вклада в уставной капитал ООО «Апельсин» компьютер Пентиум 3 стоимостью десять тысяч руб.). Однако, если стоимость такого вклада больше 20 тысяч рублей, вам придется обратиться к эксперту-оценщику.
Тепловая обработка
Следующий этап – регистрация фирмы в налоговой. Если не знаете, в какую налоговую обращаться, позвоните в любую и назовите адрес будущей фирмы, вам подскажут.
Сначала заполняете заявление (форма Р11001). Форму можно взять в налоговой или любой правовой базе. Чтобы избежать ошибок, воспользуйтесь Методическими разъяснениями по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя (приложение к приказу ФНС от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16(a)). Все данные заявления должны соответствовать учредительным документам. Заявителем может быть один из учредителей. Его подпись на заявлении придется заверить у нотариуса.
Затем оплачиваете госпошлину (две тысячи руб.). Обратите внима- ние, что плательщиком должен быть заявитель, иначе можно нарваться на отказ в регистрации.
Помимо заявления в налоговой у вас потребуют учредительные документы (оригиналы или нотариально заверенные копии) и оригинал платежки. Других документов налоговая требовать не вправе (ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Документы вы приносите в налоговую самостоятельно (в таком случае возьмите доверенность) или отправляете по почте (ценным письмом с описью вложения). Взамен вам дадут расписку. В расписке будет указано, что и когда вы сдали. Если вы посылали документы по почте, налоговики вышлют расписку так же.
Через пять рабочих дней ваше предприятие будет зарегистрировано. Вы получите свидетельство о внесении в Госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и свидетельство о постановке на налоговый учет, зарегистрированные учредительные документы и выписку из ЕГРЮЛ. С этого момента фирма может начинать свою деятельность.
Можно подавать на стол
Однако этим все не заканчивается. Теперь надо заказать печать. Сделать это можно в любой фирме, оказывающей подобные услуги. По словам Дмитрия Стрекалова, юриста ООО «ГенИнкор», печать можно изготовить за сутки. Цена ее колеблется от 250 до 700 рублей и зависит от оснастки (пластмассовая, металлическая, тродат). Обязательные элементы печати – наименование фирмы и ее регистрационный номер. В Москве существует реестр печатей, где вы можете зарегистрировать эскиз. Тогда ей будет присвоен реестровый номер. Однако это не обязательно. Хотите, чтобы на печати была эмблема, – сначала ее придется зарегистрировать как товарный знак.
Следующий шаг – присвоение кодов статистики. Как нам пояснила Надежда Ивановна Сапожникова, руководитель юридического отдела ЗАО «ТАРП», получать коды вовсе необязательно, однако без этого вам не откроют расчетный счет. В комитет статистики вы приносите учредительные документы, свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет, заявление по видам деятельности (укажите коды ОКВЭД). На следующий день вы получите информационное письмо об учете в ЕГРПО.
Еще вам надо встать на учет в фонды (Пенсионный, медицинского и социального страхования). К счастью, идти туда не придется. Налоговики сами перешлют информацию о вашей фирме. А вот уведомления о постановке на учет из фондов лучше забрать самим. Так и вернее, и быстрее, да и с инспектором своим заодно познакомитесь.
После этого открываете расчетный счет в банке и начинаете работать в полную силу!
Какую кухню предпочитает ваш шеф?
Перед тем как приступать к работе, выясните у начальства некоторые вопросы.
Какую фирму он хочет открыть (ООО, АО)? Основное отличие общества с ограниченной ответственностью от акционерного общества в том, как сформирован уставный капитал. В ООО уставный капитал состоит из вкладов (долей) участников, а в АО – из акций. Поэтому регистрировать АО дольше и сложнее, ведь вам придется помучиться еще и с выпуском акций.
Как будет называться фирма? В названии укажите выбранную форму предприятия. Например: общество с ограниченной ответственностью «Апельсин», сокращенно ООО «Апельсин».
Кто будет учредителями? Это может быть любой гражданин (например ваш директор) или организация. Единственное ограничение: Гражданский кодекс запрещает фирме с одним учредителем открывать новое предприятие.
Каким будет уставный капитал? Уставный капитал это стартовое имущество, которое гарантирует вашим партнерам кредитоспособность будущей фирмы. Выясните, из чего будет состоять уставный капитал – деньги или имущество (оборудование, ценные бумаги).