20/01/2009, Автор: А. Ладожский Источник: Журнал "Учет в бюджетных учреждениях"
Финансовый кризис поставил перед законодателями задачу разработать новые налоговые нормы, которые помогли бы налогоплательщикам в сложной ситуации. Мы рассмотрим вступившие в силу в 2009 году правила исчисления и уплаты налога на прибыль, которые должны «облегчить» налоговые обязательства учреждений, ведущих предпринимательскую деятельность.
Изменения общих положений главного налогового документа
Отметим, что Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ вносит изменения в обе части Налогового кодекса РФ. Нововведения, внесенные в первую часть, направлены на совершенствование налогового администрирования.
О вступлении новых норм в силу
Здесь внесены новации в статью 5 Налогового кодекса РФ, которая посвящена вступлению в силу актов законодательства о налогах и сборах.
По общему правилу такие нормативные акты вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Закон № 224-ФЗ принят в конце 2008 года и внесенные им изменения не соответствуют таким требованиям. Чтобы все организации и учреждения могли реально воспользоваться нововведениями, в указанную статью внесено дополнение о том, что законы, которые улучшают положение налогоплательщиков или смягчают ответственность за налоговые правонарушения, вступают в силу со дня их официального опубликования, если прямо указывают на это.
Такие указания содержатся в пункте 5 статьи 9 Закона № 224-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 года.
Сроки камеральных проверок
Учреждения тоже сдают налоговые декларации. Поэтому им необходимо знать правила и сроки проведения камеральных проверок. Законодатели уточнили исчисление сроков проведения таких проверок.
По новым правилам, изложенным в статье 88 Налогового кодекса РФ, отсчет трехмесячного срока проверки начинается только с представления налоговой декларации. Если в период проверки налоговики затребуют какие-либо документы, то это не позволит им удлинить проверку. Кроме этого если до окончания камеральной проверки подана уточненная дек-ларация, то начатая проверка завершается и начинается новая — по уточненной декларации. А вот уже представленные ранее поясняющие документы могут быть использованы при проведении новой проверки.
Есть еще одно изменение, которое касается выездных налоговых проверок.
Так, по итогам такой проверки налоговики должны составить и вручить представителю учреждения акт. Только в прежней редакции статьи 100 Налогового кодекса РФ не был указан срок для вручения акта. Теперь это должно быть сделано в течение пяти дней начиная с даты составления акта.
Можно сказать, что законодатели вернули в Налоговый кодекс РФ презумпцию невиновности налогоплательщика. Теперь налоговикам при вынесении решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение запрещено использовать доказательства, полученные с нарушением положений налогового законодательства.
Налог на прибыль
Изменения по этому налогу в основном затронули порядок учета расходов, связанных с приобретением и эксплуатацией основных средств.
Однако самым заметным стало снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов, которое произошло за счет уменьшения части налога, зачисляемой в федеральный бюджет (ст. 284 Налогового кодекса РФ).
Неотделимые улучшения
После окончания договора аренды неотделимые улучшения в арендованные основные средства передаются арендодателю и становятся его собственностью.
Согласно пункту 32 статьи 251 Налогового кодекса РФ, такие доходы арендодателя при налогообложении прибыли не учитываются.
С 1 января 2009 года не включаются в доходы учреждения и неотделимые улучшения основных средств, которые выполнила другая организация, пользовавшаяся таким объектом безвозмездно.
Амортизационная премия
По правилам, действующим до 1 января 2009 года, учреждения (осуществляющие налогооблагаемую деятельность) имеют право применять амортизационную премию, то есть единовременно включать в расходы не более 10 процентов затрат на приобретение (создание) основных средств, а также затрат при их достройке, дооборудовании, модернизации.
С 1 января 2009 года величина амортизационной премии увеличена, но не для всех видов основных средств. Согласно пункту 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ, амортизационную премию в размере не более 30 процентов можно применить к основным средствам, относящимся к третьей—седьмой амортизационным группам.
Однако новый порядок увязан с выполнением дополнительного условия. Применив премию, учреждение не сможет продать основное средство без «налоговых последствий». Если с момента ввода его в эксплуатацию и включения в расходы амортизационной премии прошло менее пяти лет, то сумму премии придется включить в налогооблагаемые доходы.
Причем данное правило применяют при продаже основных средств, по которым была применена эта премия и которые были введены в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 года. Такое условие записано в пункте 10 статьи 9 Закона № 224‑ФЗ.
Изменения в налоговый «спецрежим»
Здесь изменения внесены федеральными законами от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ и от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ.
Так, статья 346.26 Налогового кодекса РФ дополнена новым пунктом 2.2, согласно которому на ЕНВД не переводятся учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания. Это исключение касается случаев, когда питание является неотъемлемой частью деятельности учреждения.
В этом же пункте есть и положения, которые ограничили применение ЕНВД для ряда юридических лиц. На этот спецрежим с 1 января 2009 года не переводят учреждения со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Однако эти ограничения до 1 января 2011 года не распространяются на аптечные учреждения, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ.
Понижающий коэффициент амортизации по автомобилям
В статье 259 Налогового кодекса РФ содержалось условие о применении к дорогостоящим легковым автомобилям и микроавтобусам понижающего коэффициента 0,5 к основной норме амортизации. С 1 января 2009 года применение этого коэффициента полностью отменено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ.
Тем не менее чиновники Минфина России настаивали, что по таким автомобилям и микроавтобусам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2009 года, нужно и далее обязательно применять этот коэффициент (см. письмо Минфина России от 9 октября 2008 г. № 03-03-06/1/573).
Теперь данная проблема разрешилась в пользу учреждений. В статье 3 Закона № 224-ФЗ содержится норма о том, что специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 руб. и 800 000 руб., с 1 января 2009 года не применяют.