08/04/2008, «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» /С. А. Королев
В эпоху развития информационных технологий законодатели не перестают корректировать порядок взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу 1 января 2008 года, расширили список лиц, обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде. Стремление налоговиков хоть немного упростить себе жизнь делает данный список еще шире, причем зачастую они превышают свои полномочия. Тот факт, что НК РФ довольно скуп на нормы, касающиеся электронной отчетности, добавляет неразберихи.
Для того чтобы разобраться во всем, налогоплательщикам приходится обращаться за разъяснениями в контролирующие органы, а порой, отстаивая свои интересы, и в судебные инстанции. В связи с этим, по мнению автора, актуальность данной статьи неоспорима.
Законодательные нормы
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена налоговым законодательством. При этом организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в налоговый орган отчетность как в электронном виде (по установленным форматам), так и на бумажном носителе (п. 3 ст. 80 НК РФ). Права выбора лишаются только те налогоплательщики, которые в соответствии с налоговым законодательством состоят в рядах «обязанных».
К сожалению, следует констатировать тот факт, что налоговое законодательство не раскрывает понятие электронной отчетности, поэтому иногда на практике возникают споры между налоговым органом и налогоплательщиками. По сути, все разногласия между сторонами связаны с вопросом: может ли налогоплательщик сдавать электронную отчетность, представляя ее в налоговый орган на дискете или ином носителе информации (CD-диске, «флэшке» и т. д.)?
Налоговики считают, что электронная отчетность может быть представлена в инспекцию только с помощью телекоммуникационных каналов связи. В других случаях она не считается электронной. Свою позицию чиновники обосновывают п. 4 ст. 80 НК РФ, в соответствии с которым порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Минфином. На основании Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ впредь до утверждения Минфином такого документа действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи[1] (далее – Порядок).
В соответствии с п. 5 данного документа представление налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком посредством специализированного оператора связи. Такой способ представления обеспечивает использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронных документах, которая признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Это, в свою очередь, защищает данный электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе
(п. 8 Порядка).
Более того, аналогичная точка зрения озвучивалась в средствах массовой информации и заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С. В. Разгулиным. По мнению чиновника, представление декларации в электронном виде не может производиться налогоплательщиком такими способами, как сдача на магнитном носителе в налоговый орган лично или через представителя, направлением в виде почтового отправления с описью вложения.
Однако некоторые эксперты придерживаются иной, противоположной точки зрения, суть которой сводится к тому, что телекоммуникационные каналы связи (Интернет) – это лишь способ представления отчетности, а электронный вид – это, собственно, формат отчетности. Более того, НК РФ не отождествляет эти понятия. Следовательно, отчетность, представленная в налоговый орган на дискете или ином магнитном носителе (CD-диске, flash-накопителе), также считается сданной в электронном виде.
Схожая позиция по данному вопросу изложена Минфином в Письме от 12.07.2006 № 03-02-07/1-178: в целях сокращения затрат времени на сдачу отчетности налогоплательщики могут направить ее в налоговые органы в электронном виде – по телекоммуникационным каналам связи (по Интернету) или на магнитных носителях.
Вместе с тем, по мнению автора, данное письмо, скорее, исключение из правил, нежели догма, и такая точка зрения, принятая налогоплательщиком, наверняка приведет к конфликту с налоговым органом. В данном случае отстаивать свою позицию налогоплательщику придется в суде.
Обратите внимание: требования о представлении отчетности в электронном виде не распространяются на форму 4-ФСС[2] (Письмо ФНС России от 12.03.2007 № 05-3-07/46), соответственно, ее можно сдавать на бумажном носителе. Связано это с тем, что согласно ст. 80 НК РФ обязанность представления в электронном виде установлена только в отношении налоговых деклараций и (или) расчетов, однако данная форма к таковым не относится.
По тем же основаниям данное требование не распространяется и на бухгалтерскую отчетность. Более того, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»[3] бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям в установленной форме на бумажных носителях и только при наличии технических возможностей может представляться организацией в электронном виде. Это подтверждает и Минфин – Письмо от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11.
Таким образом, требования налоговиков по представлению данной отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следует расценивать как превышение полномочий, а их действия – незаконными.
Плюсы и минусы электронной отчетности
Начнем с преимуществ представления налоговой отчетности в электронном виде. Итак, назовем основные из них.
1. Экономия времени. Бесконечные очереди в последние дни сдачи отчетности, напряженная обстановка в коридорах налогового органа, а также время, необходимое на дорогу до инспекции и обратно, отнимают много времени и нервов. Это особенно актуально, когда налогоплательщик, в силу специфики своей деятельности, состоит на учете в нескольких инспекциях. Однако, для того чтобы максимально сократить количество посещений налоговой инспекции, организации следует воспользоваться своим правом по представлению также бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
2. Отсутствует обязанность представлять отчетность на бумажном носителе.
3. Сокращение количества технических ошибок при заполнении отчетности. Перед отправкой файлов в налоговый орган вся отчетность проходит обязательный контроль на правильность заполнения в соответствии с требованиями утвержденного формата.
4. Исключаются факты представления налоговой отчетности по неустановленной форме. Оперативное обновление программного обеспечения, в том числе форм отчетности и средств контроля через Интернет, позволяет налогоплательщику всегда быть в курсе изменений налогового законодательства.
5. Представление отчетности независимо от графика работы налогового органа. Налогоплательщик может выбрать для себя оптимальное время сдачи электронной отчетности в налоговый орган, причем это могут быть как ранние, утренние часы, так и поздние, вечерние, вплоть до 24-х часов последнего дня срока представления отчетности в налоговый орган (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). Однако брать на вооружение последний случай крайне нежелательно. Теоретически все должно пройти гладко, однако на практике в силу определенных обстоятельств (перегрузка сети, сбои в программе и т. д.) установленный срок можно пропустить, в результате чего избежать налоговой ответственности вряд ли удастся.
6. Подтверждение доставки отчетности.
7. Оперативность и точность обработки информации. В отличие от отчетности, представленной на бумажном носителе, данные электронных деклараций и расчетов разносятся по лицевым счетам налогоплательщика в автоматическом режиме. Вероятность появления технических ошибок на стадии ввода информации в данном случае сводится к нулю, к тому же на практике камеральная налоговая проверка такой отчетности проходит в более короткие сроки по сравнению с «бумажными собратьями». В результате налогоплательщик может рассчитывать на более оперативное получение сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом, в том числе в электронном виде.
8. Обеспечение конфиденциальности.
Следует отметить, что вышеперечисленные достоинства в какой-то степени идеализируют общую картину представления электронной отчетности. Без ложки дегтя в бочке меда все же не обходится. Итак, к недостаткам представления отчетности в электронном виде следует отнести:
1. Наличие технической базы. Для подготовки электронной отчетности необходимо как минимум наличие компьютера, подключенного к сети Интернет, а также специалиста (сотрудника), обученного работе с соответствующим программным обеспечением.
2. Зависимость от работы интернет-провайдера и спецоператора. Из-за сбоев сервера интернет-провайдера налогоплательщик может быть ограничен в доступе в Интернет, как следствие – проблемы с отправкой электронной отчетности своевременно, привлечение налогоплательщика к ответственности. Аналогичная ситуация складывается из-за пробелов в работе специального оператора. В последнем случае, как правило, согласно договору ответственность несет оператор, однако штраф выпишут все равно на налогоплательщика.
3. Сбои программного обеспечения . Программные средства, которые используются для передачи электронной отчетности по телекоммуникационным каналам связи, далеки от совершенства, и из-за технических ошибок в их работе у налогоплательщиков могут возникнуть проблемы. Так, известны случаи, когда данные налоговой отчетности, поданной налогоплательщиком, отличались от сведений, которые поступили в налоговый орган. Лечение «болезни» – сверка отчетности с налоговым органом. Также из-за сбоев в программе электронная отчетность может не дойти до налогового органа, в результате налогоплательщик не получит протокола (подтверждения) из инспекции и экземпляр отчета, подписанный электронной цифровой подписью налогового органа. Итог – снова никому не нужные разбирательства. Вместе с тем в последнее время качество работы как самого программного обеспечения, так и налоговиков в этом направлении значительно улучшилось.
4. Не все ошибки в налоговой отчетности улавливаются программой на стадии контроля, поэтому налогоплательщик может и не подозревать об их существовании. Однако инспектор отдела по работе с налогоплательщиками мог бы указать на них налогоплательщику при личном контакте (представлении отчетности на бумажных носителях).
5. Дублирование отчетности со штампом налогового органа. Если налогоплательщик планирует получить кредит в банке, то, вероятнее всего, ему придется заверить экземпляр отчетности на бумажном носителе в налоговом органе. Дело в том, что переданная в электронном виде отчетность имеет равную юридическую силу с бумажным вариантом только в том случае, если она заверена электронно-цифровой подписью надлежащим образом. Однако кредитное учреждение проверить данный факт не может, поэтому в большинстве случаев банки требуют отчетность со штампом налогового органа, а не с протоколом входного контроля.
Список «обязанных»
В соответствии с п. 4Порядкапредставление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки, причем она должна соответствовать формату представления налоговых деклараций.
Вместе с тем п. 3 ст. 80 НК РФ определяет список обязанных представлять декларации в электронном виде. Первую строчку в нем занимают налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 – 2007 годы превышает 250 человек, а с 1 января 2008 года – 100 человек. Причем данная норма распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы.
К сведению: при определении среднесписочной численности работников налогоплательщикам следует руководствоваться правилами, установленными Постановлением Росстата от 11.10.2007 № 76 для заполнения формы № 1-Т (сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности) (Письмо ФНС России от 26.04.2007 № ЧД-6-25/353@). Направлять сведения нужно в налоговый орган по месту своего учета по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@.
Напомним, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, должны определять среднесписочную численность работников в целом по организации (Письмо Минфина России от 29.12.2006 № 03-02-07/1-364).
Далее в списке «обязанных» следует обозначить налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших[4], независимо от численности работников. Прием налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от крупнейших налогоплательщиков осуществляется в порядке, утвержденном Приказом ФНС России № ММ-3-13/708@[5]. Минфин считает, что данные плательщики должны представлять отчетность в налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших (Письмо от 07.02.2008 № 03-05-04-01/6), причем сделать это может как головной офис, так и обособленные подразделения на основании доверенности (письма Минфина России от 18.01.2008 № 03-02-07/1-21, от 26.12.2007 № 03-02-07/1-509).[6]
Более того, в Письме Минфина России от 24.05.2007 № 03-02-07/1-256 указано, что данной категории налогоплательщиков с 2007 года уточненные налоговые декларации необходимо представлять в электронном виде, а не на бумажном носителе. Следует отметить, что такие требования контролирующие органы могут распространить и на других налогоплательщиков, входящих в указанный список. Объясняется это тем, что ст. 80 НК РФ не содержит исключений для представления уточненных деклараций или расчетов за прошлые периоды.
Налогоплательщики, которые не соответствуют данным критериям, вправе представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленной форме на бумажном носителе. При этом налоговики отказать им не вправе (п. 4 ст. 80 НК РФ). Более того, аналогичную точку зрения по данному вопросу высказывает Минфин (письма от 27.02.2008 № 03-04-05-01/34, от 13.02.2008 № 03-02-08/5, от 14.11.2007 №03-02-07/1-472).
Минфин о налоговом учете
Для сдачи налоговой отчетности в электронном виде, помимо компьютера, подключенного к сети Интернет, налогоплательщику придется обзавестись соответствующим программным обеспечением, которое может быть предложено специализированным оператором связи. Причем в разных регионах и у разных спецоператоров его стоимость может значительно различаться.
Как учесть данные расходы в целях исчисления налога на прибыль, разъяснил Минфин в Письме от 13.02.2008 № 03-03-06/1/91. Так, по мнению чиновников, если стоимость программного обеспечения менее 10 000 руб., то расходы на его приобретение можно учесть единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Если же указанные расходы превышают 10 000 руб., то согласно п. 2 п. 3 ст. 257 НК РФ они признаются объектом нематериального актива (если срок их полезного использования превышает 12 месяцев), который включается в амортизационную группу в соответствии со сроком его полезного использования, и погашаются путем начисления амортизации.
Данным письмом Минфин попытался залатать дыру в налоговом законодательстве. Дело в том, что ст. 246 НК РФ позволяет налогоплательщикам единовременно списать в полном объеме лишь затраты на программное обеспечение стоимостью не выше 10 000 руб. Вместе с тем п. 1 ст. 257 НК РФ предусматривает в качестве обязательного условия признания актива амортизируемым имуществом, чтобы стоимость такового превышала сумму в 20 000 руб. Как видим, делая выводы, чиновники не стали изменять традициям и предпочли интересы государства, нежели налогоплательщика.
От редакции. Более подробно об учете программного обеспечения читайте в статье М. В. Моисеева «Продаем (покупаем)» программу», № 3, 2008, стр. 42.
Порядок представления
Помимо вышеназванного Порядка при представлении в инспекцию налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщикам следует также принимать во внимание Методические рекомендации[7]и Регламент[8]. Данные документы действуют в части, не противоречащей п. 3 ст. 80 НК РФ.
В соответствии с п. 5 Порядка налоговая отчетность в электронном виде представляется через специализированного оператора связи[9](далее – спецоператор), деятельность которого регулируется Законом «О связи»[10], Законом «Об электронной цифровой подписи»[11]и рядом других федеральных законов (п. 3 разд. I Порядка).
Информацию о местных спецоператорах можно узнать в налоговом органе по месту учета или на сайтах региональных управлений ФНС России, а также в средствах массовой информации. Налогоплательщик сам выбирает более «симпатичного» и заключает с ним договор, в котором следует предусмотреть, что в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление налоговой отчетности по вине спецоператора (технические неполадки, сбои и т. д.) последний возмещает все понесенные налогоплательщиком издержки (штрафные санкции). Однако налогоплательщику надо быть готовым к судебным разбирательствам.
Помимо программного обеспечения спецоператор предоставляет налогоплательщику средства криптографической защиты информации и ключи ЭЦП, которые необходимы для идентификации конкретного налогоплательщика, сохранения конфиденциальности и защиты передаваемой информации.
Налоговики принимают от спецоператора электронную отчетность по телекоммуникационным каналам связи и проверяют подлинность электронной цифровой подписи. В соответствии с п. 3.2 Регламента датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ). Причем налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, заверенное ЭЦП спецоператора (п. 6.10 Методических рекомендаций). Помимо этого в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) налогоплательщик должен получить из инспекции квитанцию о приеме отчетности и протокол входного контроля (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Второй экземпляр квитанции о приеме отчетности в электронном виде сохраняется в налоговой инспекции (п. 3.3.3 Регламента).
Далее согласно п. 6.7.3 Методических рекомендаций налогоплательщик подтверждает подлинность ЭЦП налогового органа на квитанции о приеме налоговой отчетности в электронном виде, которую необходимо сохранить. Протокол входного контроля после подтверждения подлинности ЭЦП налогового органа заверяется ЭЦП налогоплательщика и также в течение суток высылается им в адрес налоговой инспекции. Второй экземпляр протокола входного контроля налоговой декларации, подписанного ЭЦП налогового органа и заверенного ЭЦП налогоплательщика, сохраняется у налогоплательщика (п. 6.7.3 Методических рекомендаций).
Обратите внимание: если в протоколе содержится информация о том, что налоговая отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи тех форм отчетности, по которым они зафиксированы (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).
Вместе с тем налогоплательщик может самостоятельно обнаружить ошибку в уже отправленной налоговой отчетности. В этом случае ошибку следует исправить и повторно отправить отчетность. Причем если это будет сделано до истечения срока сдачи отчетности, то верным будет считаться последний из отправленных файлов. Если же установленный срок сдачи отчетности уже прошел, то следует представить уточненные налоговые декларации, не забыв при этом указать на титульном листе отчетности номер корректировки.
Если налогоплательщик не получил от налогового органа в установленное время квитанцию о приеме налоговой отчетности в электронном виде или протокол входного контроля, он должен заявить об этом налоговому органу и спецоператору и при необходимости повторить процедуру сдачи электронной отчетности.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 6 Порядка, если налогоплательщик направляет в инспекцию налоговую декларацию (расчет) по телекоммуникационным каналам связи, то обязанность представлять бумажные экземпляры у него не возникает.
Ответственность
По общим правилам налоговые декларации (расчеты) подлежат представлению в налоговые органы в установленные сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ), за нарушение которых Налоговый кодекс предусматривает ответственность по ст. 119 НК РФ.
Напомним, в соответствии с п. 1 данной статьи размер штрафных санкций может составлять от 5 до 30% суммы налога, подлежащей уплате (доплате), в зависимости от количества месяцев (полных и неполных) просрочки. Если сумма налога невелика или отсутствует вовсе («нулевая» декларация), то с налогоплательщика взыщут минимальный штраф – 100 руб. В случае опоздания более чем на полгода (более 180 дней) в действие вступает п. 2 ст. 119 НК РФ, которым установлены более жесткие штрафы, а именно 30% от суммы налога, подлежащей уплате, плюс по 10% за каждый месяц (полный и неполный) задержки. Однако минимального штрафа (100 руб.) данная норма не предусматривает, поэтому если представить «нулевую» декларацию позже 180 дней от установленного срока, то штрафа не будет вообще.
Несомненно, определенный интерес у налогоплательщика вызовет Письмо Минфина России от 24.12.2007 №03-01-13/9-269. В частности, в данном документе чиновники ответили на вопрос: можно ли привлечь налогоплательщика, обязанного представить декларацию в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи), к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, в случае если декларация была представлена на бумажном носителе?
Отдельные категории налогоплательщиков согласно налоговому законодательству должны представлять декларации (расчеты) в электронном виде. Эту обязанность они исполняют путем передачи соответствующих данных через телекоммуникационные каналы связи. По мнению Минфина, представление налоговой декларации в ненадлежащем виде или неустановленным способом должно рассматриваться как неисполнение обязанности по ее представлению. Вместе с тем привлекать к ответственности налогоплательщика, сдавшего декларацию с нарушением требований ст. 80 НК РФ, по мнению чиновников, нужно с учетом правоприменительной практики. Например, если налогоплательщик нарушил порядок сдачи декларации по налогу на прибыль, то налоговые органы должны учитывать судебную практику, сложившуюся по этому вопросу в конкретном регионе.
По мнению автора, выводами, сделанными в письме, чиновники признают, что на данный момент Налоговый кодекс не содержит специальных норм, устанавливающих ответственность налогоплательщика за непредставление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде. Отсюда и обоснованный совет своим подчиненным соблюдать осторожность при принятии решений – ориентироваться на судебные инстанции.
На данный момент арбитражная практика складывается таким образом, что налогоплательщика могут привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ только за непредставление декларации в установленный законом срок. Нарушение порядка ее представления ответственности не влечет.
В качестве примера приведем Постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 № А58-2710/07-Ф02-7689/07, в котором рассмотрена следующая ситуация. Организация своевременно представила в налоговый орган декларации в электронном виде на дискете с подтверждением на бумажных носителях. В свою очередь, налоговики отказали в приеме отчетности, указав на обязанность фирмы представить декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Фирма долго не спорила и пошла на поводу у контролеров, но дата отправки деклараций по телекоммуникационным каналам связи оказалась за пределами установленных сроков. В итоге организацию привлекли к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Однако судьи решили, что налоговики в данном случае расширили сферу действия норм НК РФ о налоговой ответственности и, сославшись на Информационное письмо ВАС РФ от 17.03.2003 № 71, указали на отсутствие оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности. Итог «баталий» – решение налогового органа признано незаконным. Более того, оснований для переоценки выводов суда по данному спору ВАС РФ не нашел (Определение от 14.02.2008 № 1475/08).
Следует отметить, что арбитражная практика, более четко отражающая проблему представления налоговой отчетности в электронном виде, пока не сложилась. Каким образом налоговики будут действовать в отношении налогоплательщиков, не соблюдающих требования п. 3 ст. 80 НК РФ, предсказать довольно сложно. Согласно разъяснениям Минфина все будет зависеть от арбитражной практики по данному вопросу в каждом регионе.
Кроме того, в случае непредставления налогоплательщиком декларации в налоговый орган в течение 10 дней по окончании установленного срока контролеры могут воспользоваться ст. 76 НК РФ, которая предоставляет им право приостанавливать операции этого налогоплательщика по его счетам в банке. Также за нарушение установленных налоговым законодательством сроков представления налоговой отчетности в налоговый орган по месту учета нарушителя могут привлечь к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ. Напомним, в соответствии с данной нормой должностные лица организации могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб.
[1] Утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.
[2] Расчетная ведомость по средствам ФСС РФ, утв. Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 № 111.
[3] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[4] Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утв. Приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.
[5] Критерии отнесения ФНС России от 29.12.2007 № ММ-3-13/708@ «Об утверждении Порядка приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков».
[6] Приказ ФНС России от 29.12.2007 № ММ-3-13/708@ «Об утверждении Порядка приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков».
[7] Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.
[8] Регламент принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76.
[9] Организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (разд. I Методических рекомендаций).
[10] Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
[11] Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Автор: эксперт журнала «Актуальные вопросы бух-галтерского учета и налогообложения»