В. Аканеев, эксперт ПБ
Налоговый кодекс разрешает не платить НДС при проведении гарантийного ремонта. Несмотря на это, сотрудники налоговой службы настаивают на перечислении налога в бюджет. Насколько правомерны их требования?
Предположим, российская компания (дистрибьютор) является официальным представителем иностранного предприятия. Она закупает товар и в течение срока его гарантии обязуется бесплатно ремонтировать. Дистрибьютор продает товар другим фирмам (дилерам), которые и доводят продукцию до конечного потребителя. С дилерами заключены договоры, согласно которым они выполняют гарантийный ремонт техники, а дистрибьютор возмещает им затраты на его проведение. Помимо дилеров ремонт могут осуществлять и сервисные центры. Их расходы, связанные с ремонтом, тоже возмещаются. Дистрибьютор перечисляет дилерам и сервисным центрам компенсацию по установленным в договоре тарифам без налога на добавленную стоимость. Потому что услуги по ремонту, проводимому в период гарантийного срока эксплуатации товара, косвенным налогом не облагаются (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако проверяющие смело пользуются несовершенством Налогового кодекса и НДС доначисляют.
С миру по нитке
У налоговых работников есть два аргумента. Первый из них основан на нечеткости нормы статьи 149 кодекса. В ней сказано: «без взимания дополнительной платы». Так вот, по мнению проверяющих, сервисный центр не должен получать никакой платы вообще. Причем ни от покупателей, ни от производителей. То есть формально он должен работать бесплатно и только тогда может рассчитывать на льготу.
Однако, на наш взгляд, контролеры не правы. В данном случае имеет место стандартный договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). А именно: дистрибьютор платит сервисному центру или дилеру за услуги, которые оказываются покупателю. Дополнительной эта оплата не является, так как никаких других средств сервисный центр от дистрибьютора не получит. Кроме того, в цену товара уже заложены расходы на возможный гарантийный ремонт.
Погоня за миражом
Аргумент второй: согласно пункту 6.8 методички по главе 21 Налогового кодекса, «не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций-изготовителей для ремонта и технического обслуживания товаров в период гарантийного срока их эксплуатации» (приказ МНС России от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447). Проверяющие делают акцент на фразе «полученные от организаций-изготовителей». Так как дилеры и сервисные центры получают компенсацию от дистрибьютора, а не от самого производителя, инспекторы и настаивают на уплате косвенного налога (письмо УМНС по г. Москве от 27 октября 2004 г. № 24-11/70055).
И здесь доводы инспекторов непрочны.
Ведь, как известно, ответственность перед потребителем несет либо производитель, либо фирма, у которой покупатель приобрел этот товар (ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, ст. 470 ГК РФ). Но скорее всего покупатель обратится с претензиями именно к продавцу. Ведь восстанавливать всю цепочку прохождения товара в поисках его производителя он не обязан.
Кроме того, начисление НДС на стоимость услуг по гарантийному ремонту, оказываемому сервисным центром, приведет к двойному налогообложению. Один и тот же объект будет дважды облагаться налогом: при начислении НДС с выручки от реализации товара и при проведении гарантийного ремонта.
А доказательства где?
Есть еще одна проблема, с которой может столкнуться компания, осуществляющая гарантийный ремонт: подтверждение самого факта ремонта. А сделать это зачастую непросто. При отсутствии доказательств ремонт будет квалифицироваться не как гарантийный, а как безвозмездно выполненный. В этом случае НДС придется заплатить в полном размере. При этом расходы на ремонт при расчете налога на прибыль учесть будет нельзя (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Однако доказательства собрать можно. После окончания ремонта составьте акт сдачи-приемки работ. Дайте подписать его покупателю. Оригинал гарантийного талона передайте дистрибьютору, а его копию оставьте в сервисном центре. Проследить оказание услуги по этим документам будет несложно.