Налогоплательщики Москвы и Подмосковья, сдающие электронную отчетность, в ближайшее время не смогут свести свои визиты в налоговую к минимуму. Далеко не все инспекции столичного региона готовы принимать от компаний в цифровом виде всякого рода справки и другие «неформатные» документы, которые приходится сдавать налоговикам (в том числе по их же запросам). Хотя ни юридических, ни технических препятствий этому нет.
Анастасия Павлова, корреспондент «УНП»
Работающие в московском регионе спецоператоры связи – компании «Такском» и «СКБ Контур» – готовы оказывать компаниям услуги по передаче неформализованных документов. Все абоненты компании «Такском» получают такую возможность при подключении. Аналогичная услуга входит в большинство тарифных планов, предлагаемых фирмой «СКБ Контур». Передача неформализованных документов выглядит так: пользователь составляет письмо в произвольной форме, прикрепляет к нему файл (текстовый документ, изображение отсканированного документа и т.д.), подписывает письмо электронной-цифровой подписью, зашифровывает и отправляет в инспекцию.
Казалось бы в инспекции не должно возникнуть проблем с приемом таких материалов: их надо распечатать и пустить в обычный документооборот. Однако по словам заместителя генерального директора ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Леонида Волкова, за прошлый год и первые месяцы нынешнего в Москве и Подмосковье через «СКБ Контур» было передано лишь 8 тысяч неформализованных документов. Примерно две трети из них – сообщения компаний в адрес налоговиков, остальные – ответы инспекторов.
Дело в том, что далеко не все налоговые готовы к такой «неформатной» переписке с организациями. Поэтому в компании «Такском» рекомендуют своим клиентам прежде чем пересылать документы, которые не имеют утвержденного формата, уточнить, готова ли инспекция их принять. «Прием и обработка налоговыми органами неформализованных документов сегодня не регламентированы и не автоматизированы. Практически все инспекции по крупнейшим налогоплательщикам принимают «неформатные» документы. Обычные ИФНС оказывают данный сервис «по возможности», так как обрабатывать переданные по каналам связи документы, которые не относятся к налоговой отчетности, приходится вручную», – поясняет коммерческий директор компании «Такском» Артем Меликджанян.
В налоговых управлениях Москвы и Подмосковья нам подтвердили, что вопрос обработки неформализованных сообщений сегодня оставлен на усмотрение инспекций. На местах практика складывается по-разному. Так, в МРИ ФНС России № 17 по Московской области утверждают: «Мы принимаем в цифровом виде только налоговую отчетность и отвечаем на запросы о состоянии лицевого счета. Другой электронный документ, составленный в произвольной форме, останется непрочитанным». До появления указания из управления не готовы принимать электронные неформализованные документы и в столичных ИФНС № 7, 8, 35, 37.
Но есть и противоположная практика. «Письма и справки, которые поступают к нам по каналам связи, мы распечатываем и дальше работаем с ними, как с обычными бумажными документами. В основном организации присылают отсканированные документы, на которых видны подписи и печати», – сообщили «УНП» в МРИ ФНС России № 1 по Московской области. Аналогично построена работа и в столичной инспекции № 18. В ИФНС №10, 22 по Москве и в МРИ ФНС № 16 по Московской области, где также принимают неформализованные документы, присланные по каналам связи, советуют предварительно предупредить инспекторов по телефону об отправке подобного сообщения.