Сдать документы в инспекцию без погрешностей — задача не из легких. Даже если бухгалтер подготовил все правильно, нельзя быть уверенным, что с ними не возникнет проблем. Нередки случаи недочетов и со стороны самих работников ИФНС.
Один просчет может стоить фирме немалых денег. Но к такому же результату может привести оплошность принимающей стороны – самих налоговиков. Действительно, порой инспекторы прибавляют бухгалтерам забот. Например, делают опечатки в документах. Об этом не понаслышке знает бухгалтер столичной компании Елена Тюменева:
— В январе наша фирма получила разрешение к зачету по белорусской декларации за июль, так в нем в разных строках стоят различные суммы НДС. Но поскольку в итоговой строке «Разрешить» указана правильная цифра, обращать на это внимание ИФНС мы не стали.
Специалисты ИФНС или представители фирм-разработчиков при настройке программ приема отчетности в электронном виде легко могут установить, к примеру, разделителем целых и десятичных значений числа (руб. и коп.) не «запятую», как в формате ФНС, а «точку». Или какой-нибудь необязательный реквизит снабдить предупреждением о возможности ошибок, если этот реквизит отсутствует. В этом случае при приеме отчетности инспектор видит ошибки, которых нет (или предупреждение об их возможности), и не принимает отчетность в электронном виде, говорит начальник научно-методического отдела компании «Инфо-Бухгалтер» Владимир Буреш:
— При наплыве посетителей он не станет разбираться, совпадают ли форматы программы, установленной в ИФНС, и данных, представленных налогоплательщиком, с форматом, установленным ФНС. Дискета просто будет возвращена с просьбой исправить ошибки. А порой инспектор просто предлагает купить программу, которая «все правильно выгружает».
По словам специалиста, иногда налоговики отказываются принимать отчетность, ссылаясь на то, что техника не читает информацию. Зачастую проблема кроется в неподготовленности персонала, объясняет Владимир Буреш:
— Инспектор просто не обновил окно после последнего обращения к считыванию дискеты, поэтому он не может увидеть данные на ней. Ему следует лишь нажать клавишу F5. При этом окно «обновится», и информация будет считана. Однако бухгалтера отправляют переделывать отчетность.
Печальные последствия
Но не все ошибки можно решить быстро, некоторые выливаются в долгие споры между ведомством и налогоплательщиком. На форуме www.buhgalteria.ru участник Tigrasha+ поделился своей бедой:
— Наша фирма — на упрощенке, по окончании года в ИФНС № 2 была передана книга доходов-расходов. Через месяц стали забирать и выяснили, что мы не сдали отчеты за
I квартал 2005 года и весь 2005 год. За I квартал нет отчета по единому налогу и ОПС, но есть баланс и декларация по имуществу. То есть то, чего у упрощенца быть не может. Предполагаю, что вбита чужая отчетность, соответственно наши данные занесли в карточку кому-то еще. Но как доказать это — непонятно. Документы мы всегда сдавали по почте заказным письмом с уведомлением, и нам известно, что они инспекцией получены.
В итоге, когда бухгалтер привез свои экземпляры недостающей отчетности, в отделе ввода и обработки данных ее взять отказались, сославшись на то, что при отправке почтой не была вложена опись. Налоговики предложили фирме срочно сдать все недостающие документы со штрафом. Они требовали нулевые баланс и декларацию по налогу на имущество. Хотя последнюю упрощенцы заполнять не должны (п. 2 ст. 346.11 НК).
Организация обратилась в отдел камеральных проверок. После некоторых разбирательств инспекторы сняли требование предоставить нулевой баланс и декларации по имуществу. Однако по декларации за I квартал 2005 года обязывают уплатить штраф. Годовую отчетность предлагают приехать поискать в реестре, рассказывает бухгалтер:
— Из общения с отделом ввода и обработки данных понимаю, что полученное по почте попадает в канцелярию, где может лежать сколь угодно долго. Напрямую они это не признают, но и не отрицают. При этом, если в течение двух недель после окончания срока сдачи отчетности ее не ввели в базу, инспекторы имеют право блокировать расчетные счета.
Что делать бухгалтеру в подобной ситуации — непонятно. Коллеги советуют прийти на почту и оформить задним числом опись годовой отчетности, посланной в налоговую письмом. Однако другой участник форума, Ярослав, считает, что проще заплатить штраф:
— Я сталкивался с совершенно аналогичной ситуацией, когда разбирался с отчетностью и блокированием счетов одного предприятия. Представил квитанцию, а мне сказали — ищите сами. Принесли кипу документов, и она была не последняя. В общем, доказать что-то маловероятно.
Судебный финал
Если же компания не согласна с решением налоговой службы, она может оспорить его в суде. Но добиться правды порой бывает довольно сложно. Например, опечатка, допущенная чиновником, стоила фирме налогового вычета. Рассмотрев дело, Высший Арбитражный Суд заключил, что предприятие не будет расплачиваться за невнимательность инспекторов. Компания представила в ИФНС декларацию по НДС и документы, подтверждающие получение вычета за август 2005 года. Налоговики выставили требование предоставить документы по сделкам за апрель 2005 года. Запрос был удовлетворен, но чиновники отказались возместить НДС из-за того, что необходимые бумаги якобы не были переданы.
Оказалось, требование содержало опечатку в указании налогового периода, по которому запрашивались документы. Причем ИФНС так и не исправила ошибки и не внесла изменения в запрос. Организация оспорила решение налоговой в арбитражном суде. Затем в апелляционной и кассационной инстанциях, но правды так и не добилась. Судей убедили аргументы чиновников, утверждавших, что, несмотря на ляп в бумаге, в действительности им были необходимы сведения за август 2005 года. Поэтому инспекция отказала в вычете. По мнению судей, формальное исполнение требования не освободило фирму от обязанности предоставить документы за август.
Однако ВАС разрешил дело в пользу компании. Действительно, Налоговый кодекс не обязывает фирмы вместе с декларацией сдавать первичные документы для подтверждения вычета. Это счета-фактуры, платежки, накладные (постановление Президиума ВАС от 18 июля 2004 г. № 1744/06). Кроме того, закон предписывает налогоплательщику выполнить требование ИФНС исходя из его буквального смысла. Поэтому Президиум ВАС пришел к выводу, что последствия ошибки чиновников не могут быть возложены на организацию, и принял решение возместить НДС (постановление от 13 февраля 2006 г. № 14137/06).
Проблемы с возмещением налога на добавленную стоимость стали ахиллесовой пятой организаций. Описанный случай далеко не единственный. Практически 98 процентов НДС возмещается через суды, говорит председатель коллегии адвокатов «Минеев, Фроленко и партнеры» Александр Фроленко:
— Сегодня в ФНС квалифицированных экономистов и юристов, к сожалению, очень мало. Это приводит к тому, что, не умея законодательно аргументировать свои доводы, инспекторы обвиняют организацию в недобросовестности и в том, что она не исполняет требования налогового законодательства.
Порой сотрудники инспекций ошибаются с источником запроса информации. Про показательный случай необоснованных претензий ИФНС рассказал Александр Фроленко:
— Дело очень интересное. Наша организация уже три высших арбитражных суда выиграла, но инспекция никак не успокаивается. Ведомство вновь нашло недобросовестность в действиях фирмы. Компания сотрудничала с иностранным покупателем, который зарегистрирован на территории США, в штате Орегон. Все подтверждающие регистрацию документы суду были представлены. Несмотря на это, инспекция направляет запрос в Минфин США. Иностранное ведомство отвечает, что оно не нашло в указанном штате информацию о регистрации покупателя. На этом основании ИФНС заявляет, что компании не существует, а все сделки с ней фиктивны. Суд принимает к сведению доводы налоговиков. Но статья 165 Налогового кодекса устанавливает порядок подтверждения распорядительных документов: контракт, выписка по счету. Ведь есть и выручка, и вывезенный товар. Нельзя делать вывод на основании письма Минфина США, что организация не зарегистрирована. Дело в том, что в Америке регистрируют компании местные органы власти, но никак не Минфин. Следовательно, ведомство не может быть гарантом достоверной информации.
В итоге получается, что за ошибки налоговиков расплачивается фирма. Свою правоту ей приходится доказывать в суде, неся немалые издержки. Конечно, в случае выигрыша дела средства возмещаются, но для этого компании нужно победить. Однако добиться торжества правосудия зачастую непросто.
Примечание:
ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА
Отстоять честь фирмы в случае допущенных налоговиками промахов вполне реально. Например, компания обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС № 15 о признании незаконным ее решения «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения». В своих доводах ведомство ссылалось на непоступление валютной выручки и неисчисление НДС с авансовых платежей. В первой инстанции суд принял решение в пользу организации.
Инспекция подала кассационную жалобу с просьбой отменить решение. В итоге суд установил факт полного поступления валютной выручки. Оказалось, что ИФНС допустила арифметическую ошибку и насчитала недостачу 10 долларов при сложении поступивших по внешнеторговому контракту денежных сумм. Свою оплошность инспекция оспаривать не стала.
Таким образом, кассационная жалоба налогового органа была отклонена. Организация признана невиновной (постановление ФАС Московского округа от 29 декабря 2005 г. № КА-А40/13163-05-П).