АКДИ "Экономика и жизнь" /
Реформы в бухгалтерском учете, о которых так много и давно говорят, продолжаются.
Теперь у Минфина руки дошли до корректировок практически всех Положений по
бухгалтерскому учету. Как учесть эти изменения при составлении годовой отчетности?
Минфин России Приказами от 18.09.2006 N 115н и 116н внес изменения
в нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету. Если эти изменения сравнить
с пожаром, то он имел огромную площадь "возгорания", но не очень большую
интенсивность.
"Пламенем" поправок оказались охвачены десятки документов: практически
все Положения по бухгалтерскому учету, Инструкция по применению Плана счетов
бухгалтерского учета, некоторые формы бухгалтерской отчетности, утвержденные
Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
И все из-за нескольких неосторожно брошенных спичек. Что же произошло?
На самом деле не все так страшно.Во-первых, в бухучете решено
отказаться от деления доходов (расходов) на операционные и внереализационные.
Теперь они объединены в одну группу, которая называется "прочие доходы
(расходы)". Такое решение представляется вполне логичным, поскольку и операционные,
и внереализационные доходы (расходы) учитывались на одном и том же счете 91
"Прочие доходы и расходы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского
учета). И в дальнейшем этот порядок не изменится: прочие доходы и расходы будут
отражаться на счете 91.
В силу того что состав операционных и внереализационных доходов (расходов)
обширен и разнообразен, эти термины употребляются в различных нормативно-правовых
актах по бухгалтерскому учету. Поэтому подобное нововведение потребовало от
Минфина тщательной и кропотливой редакторской работы по замене в этом словосочетании
прилагательного "операционные (внереализационные)" на "прочие".
Так, например, до внесения указанных изменений п. 14 ПБУ 15/01 "Учет
займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" предписывал включать
проценты по полученным кредитам и займам в состав операционных расходов, за
исключением случаев предварительной оплаты материальных ценностей, работ,
услуг за счет заемных средств. В новой редакции слово "операционных"
заменено на слово "прочих".
Во-вторых, термин "чрезвычайные доходы и расходы" вообще исключен
из лексикона бухгалтера. Теперь доходы и расходы, связанные с чрезвычайными
обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария
и т.д.), организация должна учитывать на счете 91 в составе прочих доходов (расходов),
а не на счете 99 "Прибыли и убытки", как раньше (п. 9 ПБУ
9/99, п. 13 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).
Изменения, внесенные в ПБУ, сводятся к укрупнению группировок доходов и расходов
и отказу от такого их вида, как "чрезвычайные доходы (расходы)".
В связи с вышеизложенным возникает следующий вопрос. Когда организация должна
начать применять новые правила учета чрезвычайных расходов?
Указанные поправки вступают в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности
за 2006 г. (п. 2 Приказа N 115н). Получается, что понесенные
в течение 2006 г. чрезвычайные расходы организация должна учесть по дебету
счета 91/2 уже при подведении итогов за 2006 г. В том случае, если чрезвычайные
обстоятельства произошли в 2006 г. и указанные расходы были отражены организацией
по дебету счета 99, она должна "перекинуть" их на счет 91. Но, на
наш взгляд, этого можно не делать, а лишь учесть изменения при составлении
годовой отчетности.Что нужно предпринять для того, чтобы порядок ведения бухгалтерского
учета в организации соответствовал изменившимся требованиям?
Пожалуй, только одно - подкорректировать рабочий план счетов. Если организация
учитывала операционные и внереализационные доходы и расходы на разных субсчетах
счета 91, то в дальнейшем эти субсчета можно будет закрыть (при условии, что
самой организации не требуется такая детализация прочих доходов и расходов).
Поправки в рабочий план счетов оформляются в виде изменений в учетную политику
организации. Внести изменения нужно будет при формировании учетной политики
на 2007 год. Делать это в 2006 г. нет никакой необходимости. Достаточно сложить
суммы доходов и расходов, учтенные на субсчетах счета 91 и на счете 99 и отразить
в отчетности уже как прочие доходы и расходы.
Вносить изменения в учетную политику 2006 г. не обязательно. Учтенные "по-старому"
доходы и расходы можно просто сложить и показать в годовой отчетности уже исходя
из их новой группировки.
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Новая классификация доходов и расходов потребовала корректировки и форм бухгалтерской
отчетности. До внесения изменений в Отчете о прибылях и убытках доходы и расходы
показывались с подразделением на обычные, чрезвычайные, прочие операционные
и внереализационные (пункты 22 и 23 ПБУ 4/99 в старой редакции).
В отредактированной форме N 2 уже нет показателей "чрезвычайные доходы"
и "чрезвычайные расходы", а показатели "прочие операционные доходы"
и "прочие операционные расходы" именуются теперь как "прочие
доходы" и "прочие расходы".
Образцы форм Отчета о прибылях и убытках и Приложения к бухгалтерскому балансу
(форма N 5), утвержденные Приказом N 67н, также претерпели изменения (соответствующие
поправки в этот документ внесены Приказом N 115н).
Обратите внимание! До внесения изменений форма N 2 не предусматривала
строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов. При возникновении таких
доходов (расходов) организация должна была самостоятельно добавить соответствующие
строки в Отчет о прибылях и убытках (см. письмо Минфина России от 29.09.2003
N 16-00-17/31).
В соответствии с п. 4 ПБУ 9/99 и п. 4 ПБУ 10/99 чрезвычайные
доходы (расходы) квалифицируются как прочие доходы (расходы). На этом основании
представители финансового ведомства в частных разъяснениях предлагали показывать
их в форме N 2 сразу после показателя "внереализационные расходы"
и учитывать их величину при расчете прибыли (убытка) до налогообложения.
Подобный порядок отражения чрезвычайных доходов (расходов) в Отчете о прибылях
и убытках, на наш взгляд, противоречил порядку их учета на счете 99 "Прибыли
и убытки". Поправки, внесенные Приказом N 115н в типовую форму N 2, устранили
это противоречие.
Однако достичь единообразия в составе показателей формы N 2, предусмотренного
п. 23 ПБУ 4/99 и рекомендованного Приказом N 67н, так и не
удалось. На наш взгляд, при сдаче отчетности за 2006 г. организации целесообразнее
воспользоваться формой Отчета о прибылях и убытках, рекомендованной Приказом
N 67н, поскольку она более полно отражает произошедшие изменения.
Рассмотрим на примере, как должен выглядеть Отчет о прибылях и убытках за 2006
г. в "старом" и "новом" вариантах.
ПРИМЕР
Производственная организация закончила 2006 г. со следующими результатами:
выручка от реализации готовой продукции - 5400 тыс. руб.;
себестоимость готовой продукции - 4500 тыс. руб.;
управленческие расходы - 300 тыс. руб.;
проценты, начисленные и уплаченные по кредиту, - 60 тыс. руб.;
доходы от реализации основных средств - 30 тыс. руб.;
стоимость безвозмездно полученного имущества - 80 тыс. руб.;
штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров - 15 тыс. руб.;
начисленный налог на имущество - 75 тыс. руб.;
стоимость уничтоженных при пожаре материалов - 200 тыс. руб.;
расходы на ликвидацию последствий пожара - 50 тыс. руб.;
сумма постоянного налогового обязательства - 18 тыс. руб.
По условиям нашего примера:
прочие операционные доходы - 30 тыс. руб.;
прочие операционные расходы - 75 тыс. руб.;
внереализационные доходы - 80 тыс. руб.;
внереализационные расходы - 15 тыс. руб.;
чрезвычайные расходы - 250 тыс. руб.
Текущий налог на прибыль за 2006 г. равен 84 400 руб. (310 000 х х 24% +
15 000 - 5000).
Сумма чистой прибыли за 2006 г. составит 235 600 руб. (310 000 + + 15 000
- 5000 - 84 400).
В форме Отчета о прибылях и убытках, рекомендованной Минфином, ни раньше,
ни сейчас не предусмотрены строки для отражения чрезвычайных доходов и расходов.
Однако указать их в форме N 2 нужно. Таково требование ПБУ 4/99 "Бухгалтерская
отчетность организации".
Для этого организация должна добавить в типовую форму Отчета дополнительные
строки после строки "Внереализационные расходы". Например, можно
добавить строку "Чрезвычайные доходы" и строку "Чрезвычайные
расходы".
Фрагмент "старой" формы N 2 за 2006 г. будет выглядеть так:
тыс. руб.
Наименование показателя
|
За отчетный период
|
За аналогичный период предыдущего года
|
Доходы от обычных видов деятельности
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
5 400
|
3 200
|
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
|
(4 500)
|
(2 700)
|
Валовая прибыль
|
900
|
500
|
Управленческие расходы
|
(300)
|
(65)
|
Прибыль (убыток) от продаж
|
600
|
435
|
Прочие доходы и расходы
|
Проценты к уплате
|
(60)
|
-
|
Прочие операционные доходы
|
30
|
215
|
Прочие операционные расходы
|
(75)
|
(50)
|
Внереализационные доходы
|
80
|
10
|
Внереализационные расходы
|
(15)
|
-
|
Чрезвычайные расходы
|
(250)
|
-
|
Прибыль (убыток) до налогообложения
|
310
|
610
|
Отложенные налоговые активы
|
15
|
12
|
Отложенные налоговые обязательства
|
(5)
|
(8)
|
Текущий налог на прибыль
|
(84)
|
(168)
|
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
|
236
|
446
|
СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства
|
18
|
-
|
Для того чтобы отразить прочие доходы в "новой" форме N 2,
необходимо сложить следующие доходы:
- от реализации основных средств;
- в виде безвозмездно полученного имущества.
В нашем примере прочие доходы равны 110 000 руб. (30 000 + + 80 000).
Соответственно величина прочих расходов складывается из следующих сумм:
- штрафа за нарушение условий хозяйственных договоров - 15 тыс. руб.;
- начисленного налога на имущество - 75 тыс. руб.;
- "бывших" чрезвычайных расходов - 250 тыс. руб.
Здесь есть еще одно обстоятельство, которое нужно учесть. Данные бухгалтерского
баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского
баланса за предшествующий отчетный период (п. 33 ПБУ 4/99).
На наш взгляд, это правило распространяется и на форму N 2.
Для того чтобы заполнить строки формы N 2 "прочие доходы" и "прочие
расходы" за аналогичный период предыдущего года, организация должна объединить
операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы (расходы) 2005 г. по правилам,
применяемым в 2006 г.
Фрагмент "новой" формы N 2 за тот же период будет таким.
Наименование показателя
|
За отчетный период
|
За аналогичный период предыдущего года
|
Доходы от обычных видов деятельности
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
5 400
|
3 200
|
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
|
(4 500)
|
(2 700)
|
Валовая прибыль
|
900
|
500
|
Управленческие расходы
|
(300)
|
(65)
|
Прибыль (убыток) от продаж
|
600
|
435
|
Прочие доходы и расходы
|
Проценты к уплате
|
(60)
|
-
|
Прочие доходы
|
110
|
225
|
Прочие расходы
|
(340)
|
(50)
|
Прибыль (убыток) до налогообложения
|
310
|
610
|
Отложенные налоговые активы
|
15
|
12
|
Отложенные налоговые обязательства
|
(5)
|
(8)
|
Текущий налог на прибыль
|
(84)
|
(168)
|
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
|
236
|
446
|
СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства
|
18
|
-
|
И. КИРЮШИНА