Слинько Татьяна Петровна
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ (далее, БК РФ) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц являются одной из форм расходов бюджетов.
Вложение бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц, по сути, является инвестированием средств бюджета в различные отрасли экономики. Инвестирование осуществляется на основе договоров Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование. Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены статьями 79 и 80 БК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц.
Это право при осуществлении бюджетных инвестиций, в частности в открытое акционерное общество, подтверждается Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общество передает инвестору свои акции на сумму, эквивалентную произведенным инвестициям. Эти ценные бумаги должны удостоверять права имущественного характера участника (акционера) по отношению к обществу. Это - неотъемлемое условие осуществления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Такое положение закреплено в Порядке выделения средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организаций, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 548 (далее, Порядок).
При осуществлении бюджетных инвестиций в открытое акционерное общество акции не становятся собственностью инвестора. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества открытого акционерного общества, подтвержденное акциями такого общества, в обязательном порядке переданными инвестору в сумме, эквивалентной произведенным инвестициям.
Согласно Порядку выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу в качестве организаций - получателей бюджетных средств, осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Подобные расходы возможны лишь в том случае, если будут включены в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на указанные цели, утвержденную федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам специально уполномоченными органами исполнительной власти или местного самоуправления заключается договор об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Предметом такого договора является передача акционерным обществом собственных акций в федеральную собственность по рыночной стоимости на сумму средств, предусмотренных в рамках финансирования расходов на государственные капитальные вложения и направляемых обществу на финансирование реконструкции и технического перевооружения отдельных производств, включенных в адресную инвестиционную программу по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд.
По условиям договора акционерное общество обязано предоставить Минфину РФ отчет о ходе выполнения работ и расходовании денежных средств, полученных в рамках финансирования инвестиционной программы, а также оформить документы, подтверждающие переход права собственности к Российской Федерации, субъекту РФ или муниципального образования в лице специально уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления, права на акции общества, выпущенные, как правило, дополнительно в результате увеличения уставного капитала общества.
Такой договор следует рассматривать как договор купли-продажи акций общества, а денежные средства, полученные обществом из федерального (регионального) бюджета на финансирование реконструкции и технического перевооружения производства, не могут рассматриваться в контексте статьи 6 БК РФ как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе.
В подтверждение нашей точки зрения можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2006 года № Ф04-5759/2006 (26172-А67-14) по делу А67-14708/05. Предметом разбирательства был отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного за счет денежных средств, полученных акционерным обществом по договору между Министерством Финансов РФ, Министерством государственного имущества РФ (договор заключен в 2004 году) и открытым акционерным обществом.
Суд указал, что отказ налогового органа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость является неправомерным, поскольку общество при оплате основного средства выполнило все условия, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ, а денежные средства, полученные налогоплательщиком по договору купли-продажи акций, не могут рассматриваться как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе и не образующие налоговый вычет.
Таким образом, хозяйственные операции, вытекающие из такого договора, следует отражать, с одной стороны, как операцию по продаже акций общества и получение оплаты за них, а, с другой стороны, как использование полученных денег на нужды общества, пусть даже и специально оговоренные как предмет финансирования из бюджета.
Содержание хозяйственной операции
Дебет
Кредит
Получены денежные средства из бюджета на р/счет (спецсчет)
51 (55)
76 *
Денежные средства признаны оплатой за акции по рыночным ценам, утвержден отчет эмитента
76
75
Зарегистрировано увеличение уставного капитала в результате дополнительной эмиссии (выпуска акций) по номинальной стоимости
75
80 **
Разница между рыночной и номинальной стоимостью акций
75
83
Использование денежных средств согласно целевому назначению
60
51 (55)
Поступило имущество от поставщика по стоимости без НДС
08
60
Выделен НДС, предъявленный к оплате поставщиком
19
60
Введено в эксплуатацию основное средство
01
08
НДС, предъявленный поставщиком, признан налоговым вычетом
68 НДС
19
Начислены амортизационные отчисления по основному средству
20
02 ***
* НДС не облагаются операции по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (пп.12 п.2 ст.149 НК РФ);
** записи по счету 80 «Уставный капитал» в случае увеличения уставного капитала производятся лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы, что подразумевает под собой регистрацию изменений в установленном порядке;
*** если первоначальная стоимость и срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета совпадает, то сумма амортизационных отчислений, начисленная в бухгалтерском учете, признается в качестве налоговых расходов при определении налогооблагаемой прибыли.
Автор — Заместитель директора ООО «АУДИТ-БЮРО»