Михаил Сидоров
В бизнесе у женщин нет никаких льгот по сравнению с мужчинами. Во взрослые игры на деньги все играют на равных. Единственное исключение - беременность и роды, когда женщина, застолбив за собой рабочее место, на долгое время перестает работать, но при этом не перестает получать зарплату. Покушаться на эти права станет только сумасшедший. Но нельзя покушаться и на тот факт, что логика продолжения человеческого рода, как ни странно, может противоречить логике бизнеса.
У большинства нормальных людей новость о грядущем пополнении в семье ассоциируется с солнцем, добротой, любовью, счастьем. Но только не у директора компании, где работает будущая мать. Особенно если эта новость застала его врасплох, и он строил в отношении будущей матери большие планы. Особенно если забеременевшую в данный момент некем заменить, а дела в бизнесе обстоят таким образом, что компании будет крайне тяжело оплачивать ей отпуск, ничего не получая от нее взамен. Особенно если факт беременности вскрывается сразу по завершении испытательного срока. И уж тем более если о скором уходе в декретный отпуск заявляет не одна, а сразу несколько сотрудниц.
По-человечески директор, как и любой другой человек, наверное, порадуется семейному счастью подопечной. Но что такое для компании беременность ее сотрудницы? Во-первых, это значит, что до ухода в декретный отпуск ее нельзя будет ставить на сверхурочную работу и посылать в командировки. Если же выяснится, что существующие условия работы могут нанести вред здоровью, руководство должно перевести ее на менее вредный трудовой фронт, не меняя при этом размер зарплаты.
Во-вторых, перед начальником встает необходимость полностью оплатить женщине пятимесячный отпуск. В-третьих, на время ее отсутствия нужно искать кого-то взамен. Причем пять месяцев - это только оплачиваемый отпуск. А по желанию женщина может взять за свой счет еще 31 месяц на уход за ребенком - и, таким образом, не появляться на работе до трех лет.
Ну и, в-четвертых, по прошествии пяти месяцев или трех лет, независимо, потеряла ли сотрудница квалификацию и способна ли она адаптироваться к изменившейся деловой среде, компания обязана снова взять ее на работу - на ту же должность, с той же зарплатой. Временно нанятый на ее должность сотрудник, окажись он хоть в сто раз более эффективным, будет вынужден освободить ей место, если только женщина не даст письменное согласие на перевод на другую должность.
Поэтому вряд ли стоит строго судить тех начальников, которые стараются не нанимать молодых бездетных женщин на ответственные высокооплачиваемые посты. А предпочитают иметь на таких позициях сотрудниц постарше и с детьми. По рассказу генерального директора кадрового агентства «Оптималь» Ольги Сухиной, в одной компании, клиенте ее агентства, в отделе логистики, где работает десять человек, в течение трех лет ушли в декретный отпуск шесть сотрудниц. Естественно, после этого директор компании попросил «Оптималь» подобрать ему сотрудниц постарше. Вообще, мотивировать беременностью, и тем более ее потенциальной возможностью отказ в предоставлении работы совершенно незаконно. Поэтому, по словам Алексея Миронова из рекрутинговой компании Coleman Services, клиенты кадровых фирм редко открыто выставляют подобные требования. Но когда компании предоставляются несколько кандидаток на выбор, при прочих равных чаще отдается предпочтение женщинам, уже имеющим детей.
Сладкий плен
Случается, директора компании не столько заботят предстоящие расходы или необходимость создавать беременной сотруднице тепличные условия, сколько то, что она, будучи архиценным работником, может после декретного отпуска не вернуться в компанию. Например, если речь идет о высокопоставленных или просто высококвалифицированных сотрудницах.
Естественно, чем более преуспевает компания, тем больше у нее возможностей «привязать» к себе сотрудницу. Это, например, и специальные пакеты, включающие наблюдение и роды в дорогих клиниках. И предоставление возможности для беременной работать неполные дни и даже недели без потери в зарплате.
Понятно, позволить себе такую роскошь могут далеко не все. Но и у небогатых компаний есть целый набор эффективных «средств удержания». Так, в течение декретного отпуска, по словам Ольги Сухиной, очень важно постоянно давать женщине знать, что работодатель в ней нуждается, систематически рассказывать ей о том, как идут дела в компании, что нового происходит на рынке - чтобы она «не теряла ситуации». Самый ответственный период - окончание декретного отпуска. В этот момент сотрудница уже должна иметь исчерпывающую информацию о том, чем ей предстоит заниматься после выхода на работу, кто и как будет вводить ее в курс дела и т. д.
Если же женщина занята в такой сфере, где не требуется постоянно находиться онлайн, например, в финансах, маркетинге, рекламе и т. д., то часто компания предоставляет ей возможность работать «без отрыва от дома»: оборудует для нее виртуальный офис или поручает ей общаться с клиентами и партнерами по телефону. Бывает, что, ухаживая за ребенком, такая сотрудница одновременно умудряется выполнять едва ли не половину всей работы, которую она выполняла до отпуска.
Война и мир
Но, к сожалению, компании куда чаще заинтересованы не в удержании, а в расставании с беременной сотрудницей - чтобы избежать расходов и взять на ее место нового специалиста. Тем более, некоторые женщины сознательно скрывают беременность и устраиваются на работу исключительно для того, чтобы получать отпускные. По понятным причинам для фиктивного трудоустройства выбираются, как правило, компании, практикующие «белые» зарплаты и вообще всячески чтящие Трудовой кодекс. По рассказу директора торговой компании Василия Г., одна из его сотрудниц заявила о том, что находится в положении, не проработав и месяца. После этого она стала постоянно брать «больничные», а для беременной женщины труда это не составляет, и вплоть до декретного отпуска на работе появлялась лишь урывками.
Защититься от подобных злоупотреблений практически невозможно. Некоторые компании, чаще всего западные, при приеме на работу заставляют кандидатов проходить медицинское освидетельствование. По закону беременность не может служить причиной отказа в работе. Но также по закону работодатель может отказать любому кандидату без объяснения причин. Что и происходит при выявлении беременности. Но, как отмечают эксперты, эта мера позволяет лишь несколько отсрочить начало злоупотреблений. Ведь женщина может забеременеть на следующий же день после освидетельствования.
А законных методов противодействия такого рода злоупотреблениям уже после трудоустройства женщины фактически не существует. Конечно, в нынешнем Трудовом кодексе, в отличие от предыдущего, предусмотрено увольнение беременной работницы за нарушение трудовой дисциплины. Скажем, за пьянство. Но понятно, что женщина в положении, устроившаяся на работу ради того, чтобы обеспечить себе комфортный декретный отпуск, никаких правил нарушать не станет, а пьянствовать начнет в самую последнюю очередь.
Поэтому наиболее распространен такой способ расставания, как взаимное соглашение. В среднем, по словам рекрутера, пожелавшего остаться неназванным, согласие беременной сотрудницы на расторжение трудовых отношений обходится российскому работодателю в три-шесть месячных окладов.
Договариваться, однако, получается далеко не у всех. Поэтому нередки случаи, когда работодатель вынуждает беременную сотрудницу уволиться «по собственному желанию». Самая популярная мера воздействия - угроза оплачивать отпуск только «белой» частью зарплаты (в России, по разным оценкам, от 60% до 90% частных предприятий практикуют зарплаты «в конвертах»). Иногда особо рассерженные директора небольших предприятий даже закрывают свои фирмочки - закон позволяет уволить беременную в случае ликвидации предприятия,- а затем регистрируют новые компании.
Как философски отмечает в этой связи Алексей Миронов из Coleman Services, плоха та компания, в которой беременность сотрудницы становится проблемой. Возможности финансовых потерь и различных неудобств, возникающих по этой причине, работодатели просто обязаны предусматривать при проектировании штатного расписания и бюджетировании операционных расходов. В то же время, по мнению Ольги Сухиной из «Оптимали», сейчас в России становится все больше женщин, предпочитающих сначала получить статус ценной сотрудницы, а уже потом обзаводиться детьми. Число же женщин, нацеленных на злоупотребление беременностью, убавляется. Следовательно, и сокращается число вызываемых беременностью проблем.