Наталья Петрова
Сегодня,
в 2003 году, многие перспективные компании среднего бизнеса России и бывшего
СНГ переживают свое десятилетие. Как бизнес-тренер, я имею возможность наблюдать
этот процесс в успешных, динамично и осознанно развивающихся компаниях, и ряд
тренингов-консультаций по вопросам развития в такой момент создали у меня ощущение,
что, несмотря на индивидуальность и харизму каждого из моих клиентов, у них
есть общие задачи и решения, которые я попробую изложить в данной статье.
Этот
материал написан по результатам работы с непроизводственными компаниями среднего
бизнеса (ИТ-отрасль и профессиональный консалтинг и др.; сервисные и торговые
организации всех видов; банки, строительные компании, автокорпорации и др.),
ведущими свою историю с 1991 - 1993 годов, когда на волне перестройки зарождался
российский рынок, и отмечающими свое десятилетие успешным и бурным качественным
(по масштабу и сложности проектов) и количественным (часто в 2 - 3 раза по
оборотам и численности за год-два до 10-летия) ростом. После ряда проектов индивидуальность
и сложность этих задач, а главное, их решений, показалась мне систематизируемой
и обозримой, что я и покажу ниже.
ЗАДАЧИ РАСТУЩЕЙ КОМПАНИИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАНУН 10-ЛЕТИЯ
Итак,
темы, выносимые на тренинг топ-менеджментом таких компаний, включают:
- подбор и построение команды в компании в целом, в том числе:
- проблемы сочетания сильных и слабых игроков в команде как по критериям профессиональным,
так и по лидерским качествам, и все это на фоне активного численного роста компании,
прихода новых сотрудников, необходимости их профессионального обучения и интеграции
в корпоративную культуру компании; JJ технологии эффективного формирования временных
команд, работающих пол конечные во времени и разнообразные по содержанию и формам
проекты, с учетом необходимости использования одного сотрудника для нескольких
проектов одновременно, процесса постоянного формирования и расформирования (в
силу завершения проектов) таких команд, разъезлного характера части проектов
и др.;
- принятие решений в команде, в том числе:
- постановка задачи в технике "адаптированного" факторного анализа:
систематизация имеющей значение информации, простраивание связей, переформулировка
и уточнение задач в соответствии с новым, системным уровнем понимания проблем,
выставление приоритетов скорректированным задачам;
- взаимообучение внутри команды и взаимообучение команды и клиента, включая
нахождение и развитие общего языка внутри команды и с клиентом;
- получение "сверху" (от начальства) и постановка "вниз"
(подчиненным) четких, реалистичных, позитивных и измеримых задач;
- формирование коллегиального мнения, наиболее близкого к истине, на основании
ряда различных, однако практически одинаково валидных и профессиональных экспертных
оценок одной и той же ситуации;
- информационный обмен:
- позиционирование компании для команды и внешней среды (партнеры, клиенты
и пр.);
- сочетание формального и неформального видения ситуации при ее обсуждении,
а также эффективное сочетание формального и неформального стиля в отношениях;
- структурирование информации и информационного потока внутри компании и, как
следствие,
- регулярный, необходимый и достаточный для принятия эффективных командных решений
информационный обмен по вертикали и по горизонтали (информация о текущих и завершенных
проектах, возникающих в них know-how и результатах, которые могут быть полезны
другим проектам, и пр.);
- организация эффективного управления конфликтами
и разногласиями:
- рациональное распределение ролей и функций в команде и компании в целом,
с учетом возросших финансовых, информационных и человеческих потоков;
- оптимизация индивидуальной и командной работы в цейтноте, в том числе управление
отдыхом на выездных проектах;
- конструктивное управление конфликтами и разногласиями, в том числе управление
конфликтами, возникающими у молодежи в борьбе за внимание и поддержку старших
сотрудников при наставничестве;
- управление переговорами, направленными на принятие решения в группе, с тем,
чтобы сочетать индивидуальные интересы развития, самореализации и роста с командными
интересами роста проекта или компании как системы;
- освоение эффективных техник анализа противоречивых мнений при исполнении проекта
и контроль этого самого исполнения, сочетающий относительно жесткие и проверяемые
требования к работе и ее этапам, и предоставление пространства для творчества
и нестандартных, инновационных решений;
- и в целом формирование системы воспитания и развития адаптивности к меняющимся
реальным условиям в сотрудниках и их командах;
- обучение и самообучение персонала компаний:
- налаживание процесса оперативного выявления, освоения и применения давними
сотрудниками компании новых знаний и навыков, востребуемых рынком;
- оперативный подбор, обучение и селекция после испытательных сроков новых и
молодых сотрудников, а затем;
- эффективная интеграция их в работу компании, сочетающая сохранение имеющегося
стиля работы компании и развитие альтернативных, новых направлений и подходов,
укрепляющих конкурентоспособность и расширяющих перспективы компании на рынке.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ГРАНИЦЫ УСПЕХА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Система
этих задач при факторном анализе, простраивающем связи между целями, задачами
и проблемам и выявляющем ядерные, наиболее приоритетные задачи, определяющие
всю динамику компании как системы, сводится к следующей группе целей (факторов).
- Фактор первый, определяющий основную тенденцию и фокус внимания при проведении
изменений в компании, - формирование единого стиля работы компании, соответствующего
новому уровню задач и расширившейся позиции на рынке. Имеет три составляющие:
- определение типа "наших людей", которые не просто соответствуют
корпоративному стилю компании, но и способны его развивать;
- формирование новых процедур эффективного взаимодействия персон подразделений
в компании;
- налаживание оптимальной системы информационного обмена.
Фактор второй, дополняющий первый и нацеленный на задачу "не дать себе
засохнуть" в процессе формализации и передавить людскую индивидуальность
в слишком целенаправленном движении, - фактор, позволяющий обеспечить движению
гибкость и постоянную адаптацию к реальности:
- выделение и одновременно сочетание ключевых типов персонала, обеспечивающего
успех и выживание компании;
- выработка технологии сочетания не только типовой, но и персональной индивидуальности
при управлении командным движением в рамках основного стиля. Это можно назвать
индивидуальный командный потенциал - потенциал действовать в команде, с успехом
для саморазвития направляя свои ресурсы на решение командных задач, предполагающий
и системное видение, и коммуникативные навыки и соответствие стилю компании
в целом.
Фактор третий, вытекающий из первого и второго и являющийся технологией их
обеспечения:
- формирование системы полбора, обучения, селекции и интеграции нового персонала
в работу компании;
- формирование системы непрерывного обучения растущего костяка постоянных
сотрудников.
При
формировании эффективных командных стратегий стоит учесть природу человеческой
психики, а именно следующее.
Число возможных инструментов воздействия ограничено генетическими кодами (которые
вне нашего управления), импринтами (которые закладываются в раннем детстве и
поэтому их изменение требует глубинной, стратегической психотерапии), кондиционированием,
в просторечии называемое привычка (которое требует постоянной положительной
мотивации на нужные действия и отрицательной на ненужные, тот самый принцип
кнута и пряника, причем примененный длительно с тем, чтобы условный рефлекс
хорошо закрепился) и обучением, которое кроме системы поощрения и наказания
требует еще и собственной мотивации учащегося к получению, освоению и применению
знаний. Короче говоря, в нашем распоряжении при работе с сотрудниками в компании
есть два из четырех инструментов - обучение и кондиционирование, оба из которых
требуют постоянного контроля и мотивации участников эксперимента. Причем обучение
командной работе в компаниях возможно в основном средствами бизнес-тренингов,
а кондиционирование - путем наставничества при реальной работе давних и новых
сотрудников компании в рамках внятно заданного руководством стиля компании.
Кроме
того, при построении системы учебно-кондиционирующего (как шампунь "два
в одном") воздействия на персонал и стратегии развития компании надо
учесть, что в силу результатов эволюции наиболее предпочтительным для человека
оказался квазирациональный способ принятия решений, то есть в случае необходимости
сделать что-то новое человек выполняет следующее упражнение на "раз-два-три":
раз - что первое и наиболее яркое всплывет в голове на эту тему; два - какие
были похожие ситуации и решения на то, что первое всплыло в голове на заданную
тему; три - давайте будем последовательными и сделаем новое решение по прецеденту,
то есть по лекалам старого. Этот процесс происходит в нашей голове естественно,
то есть плохо нами контролируется и амплифицируется (усиливаются), если мы
мыслим в команде. Поэтому если вместо вариаций старого решения вам нужно склонить
сотрудников к выработке нового, стоит отслеживать предлагаемые решения с точки
зрения оригинальности и сортировать новое и нужное от всего остального - нового
и ненужного, старого и ненужного, старого и нужного и т.д. Конечно, любое
новое будет новым на некоторый %, но все же если вы хотите, чтобы этот процент
был больше, а ваше предложение на рынке - более конкурентным, стоит следить
за свободой от зацикленное™ на привычных решениях и представлениях. И начинать
обучать и кондиционировать нужно сверху вниз, с топ-менеджмента и владельцев,
затем плавно переходя к среднему менеджменту и ключевым сотрудникам компании,
а затем распространяя эту работу на всю иерархию компании.
Природа
человеческой психики представляет сегодня основную границу успеха преобразований:
мы имеем дело в основном с взрослыми, сформировавшимися людьми, и их развитие,
обучение и изменение - наиболее сложная задача развивающегося бизнеса. Смею
утверждать, что с учетом веса задачи в современном бизнесе практически нет
финансовых и организационных проблем, если... решены проблемы с персоналом.
Если людям удалось договориться, все остальные задачи и проблемы решаются технически,
то есть просто.
ФАКТОРЫ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО ПЛЕМЕНИ
Итак,
в нашем случае подробный анализ первого фактора показал, что в компании среднего
бизнеса, переживающей свое десятилетие в процессе бурного развития, есть три
центральных типа людей, которые объявляются "своими людьми", - это
"коты", "оседлые" и "кочевники", понимаемые следующим
образом.
"Коты"
способны работать в одиночку - часто это генераторы идей и харизматические
личности компании. Их отличает высочайший профессионализм, амбициозность, коммуникабельность
и, как следствие всего этого, способность самостоятельно ставить и решать
задачи. Это мобильные боевые единицы, часто новаторы, способные генерировать
новые решения и подходы. Процедура взаимодействия "кота" с миром
такова: он генерирует идею, активно доносит ее до начальства, участвует в
детализации и корректировке задачи, а также в разработке проекта под нее. Затем
он самостоятельно исполняет сформулированный проект, работая по индивидуальному
графику. Как информационная единица "кот" представляет собою черный
ящик, периодически предоставляя промежуточные и окончательные отчеты "наверх".
Ему нужно мобильное высококачественное рабочее место и индивидуальная система
коммуникаций (включая мобильный телефон, Е-mail и др.), потому что он сам ищет и передает информацию.
По завершении проекта он обобщает полученный опыт, наработанные know-how и результаты и поставляет их в информационное
поле компании в тех формах, которые компания практикует (базы данных, совещания,
личные переговоры и пр.). Короче говоря, высшая форма "кота" - это
корпоративный Джеймс Бонд.
Новое
в работе котов накануне 10-летия - это необходимость интеграции их результатов
в общую информационную систему, что приводит к необходимости выработки стандартов
предоставления такой информации, а также... к необходимости построения системы
мотивации индивидуалистичных "котов" к обмену этой информацией.
Центром мотивации к информационному обмену для амбициозных "котов"
является увязывание персонального карьерного роста и привилегий эксперта
с их информационным вложением в компанию. "Оседлые" сотрудники привязаны
к рабочему месту и коллективу и способны поддерживать стабильность налаженных
в компании процессов и отношений. Эти люди могут быть как лидерами, так и исполнителями.
Внутри своих "оседлых" команд они взаимодействуют следующим образом:
как правило, они получают сверху постановку задачи, участвуют в ее корректировке
и планировании проекта. В силу того, что их задачи, как правило, касаются поддержания
имеющихся процессов в компании и, как следствие, согласования с другими подразделениями,
следующим шагом является то, что "оседлые" эффективно согласовывают
свои проекты внутри компании. Командное исполнение проекта требует от них регулярных
(где-нибудь раз в три дня по графику) и импровизированных (при возникновении
проблем) дискуссий и совещаний, а также постоянного взаимообмена результатами
и информацией.
Это
вербальная культура, в которой участники часто говорят лучше, чем пишут. При
росте размеров компании устный формат результатов становится неудобен для контроля,
поэтому то новое, что приходится вводить компаниям в канун 10-летия среди "оседлых"
сотрудников, - это четкие формы документов, заполняемых этими командами по
результатам совещаний. Эти документы включают список решений и план их исполнения.
Такая процедура позволяет включить результаты деятельности "оседлых"
сообществ в общее информационное поле компании. Как информационная единица,
"оседлые племена" имеют доступ ко всей цифровой и бумажной базе компании,
включая ее внутренние и закрытые для внешнего взгляда документы, а также к
оперативно обновляемой текущей информации макро- и микроэкономического характера.
Короче говоря, у них самый упрошенный доступ к информации из всех трех выделенных
нами типов сотрудников.
"Кочевники"
- это легкие на подъем, мобильные сотрудники, способные перемешаться по выездным
проектам, осваивать заказы в условиях чужой территории и отсутствия стабильности.
Как командные игроки, они имеют те же процедуры взаимодействия, что и "оседлые
племена", только они еще более склонны к устному общению вместо письменного.
При росте компании контролировать "кочевников" в профессиональном
плане становится сложнее. Это налагает особую, повышенную ответственность
на лидера этой группы и требует от него выдающихся лидерских качеств, взаимного
доверия с руководством в центре и повышенной для "кочевников" способности
к письменному изложению своих мыслей, результатов и проблем. Отдаленность влияет
и на информационный обмен: при недостатке информации запрос на нее в офис идет
через людей, а это значит, что более коммуникабельные и способные лично уговорить
"кочевники" получат ее лучше. Вспомните цыган: они ведь и мертвого
уговорят. Это часть кочевой культуры - быстро вступать в коммуникацию по нужному
поводу и... быстро исчезать, когда цель достигнута. С точки зрения информаицонного
обмена надо еще учитывать, что "кочевники" получают оперативную информацию
порциями, а не постоянно, как "оседлые" племена. Информационная революция
упростила эту ситуацию, и "кочевник" с ноутбуком может по Интернету
наравне с "оседлым" коллегой получать новости хоть со всего мира,
однако внутренние новости компании он получает медленнее, ибо не всегда они
распространяются по формальным каналам.
Все
это приводит к тому, что для "кочевых племен", оторванных от центров
корпоративной культуры и дома, особого внимания требует и так называемый "климат
в коллективе", от которого в большой степени зависит успех работы. От
участников такой команды требуется достаточная степень бытовой коммуникабельности,
выходящей за рамки профессиональных требований. От руководителя такой команды
требуется быть массовиком-затейником и душой компании, а не только лидером-профессионалом.
ИНТЕГРАЦИЯ ФАКТОРОВ УСПЕХА: КАК ОНИ ЭТО БУДУТ ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ?
Если
говорить о компании, в которой есть все три типа сотрудников, как о системе,
то на пороге 10-летия и сопутствующего ему бурного роста компаниям необходимо
следующее. Аля начала я предлагаю всей компании сверху донизу (но не наоборот)
учится ставить и запрашивать позитивные, реалистичные и измеримые цели себе
и другим. Это позволяет, по крайней мере, избежать попыток сделать негативное,
невозможное или непроверяемое задание, убирает большой процент фрустрации
в связи с неудачами при взаимодействии подразделений, уровней иерархии и отдельных
сотрудников. Облегчив таким образом коммуникацию при принятии и исполнении
командных решений, мы переходим к простраиванию системы информационного обмена,
который неизменно оказывается первым ключом к регулированию растущей системы
задач и взаимодействий. Единая система взаимодействия для "котов"
и руководителей "оседлых" и "кочевых" племен предполагает
формирование четкой системы критериев оценки результатов и системы их интеграции
в информационное поле компании, а также карьерный план, завязанный на эти конкретные
результаты проектов и их пользу для развития компании в целом (выработанные
know-how могут часто повысить эффективность
работы других сотрудников и подразделений, анализ проблем и решений помогает
облегчить решение новых задач и т.д.). Тот, кто хочет в компании расти по
карьерной лестнице, должен знать, как это здесь делается, по каким правилам,
от каких результатов и показателей зависит успех и в какие ориентировочные
сроки он придет.
Поскольку
к этому моменту задачи, циркулирующие по компании, являются позитивными, реалистичными
и измеримыми, а если они не оказываются таковыми, то все немедленно исправляют
их путем конструктивных переговоров, сверху приходят четкие указания, а снизу
- четкие отчеты об исполнении. Не скажу, что вся жизнь компании сосредоточена
в этом, но большая часть коммуникативных проблем таким техническим способом,
как ни странно, снимается. Основная сложность - привыкнуть мыслить позитивно
и фиксироваться на решениях проблем, а не на самих проблемах, и доверять друг
другу. Это во многом вопрос корпоративной культуры, и скорость этих изменений
зависит именно от нее. Насколько руководство компании открыто правилу "выдаем
максимальный результат в минимальные сроки, ибо этого требует рынок, и одновременно
максимально реализуем возможности команды через командный потенциал каждого
из сотрудников", тем быстрее приходит успех.
Если
компания делает акцент только на скорости и качестве - персонал чувствует
себя недооцененным, невостребованным или чрезмерно используемым, работа перестает
нравиться, производительность падает, а иногда даже из компании уходят хорошие
сотрудники. Если акцент только на командном духе и удовлетворенности каждого,
получается хаотическое нагромождение интересов, и клиенты устают от общения
с компанией раньше, чем доходят до стадии подписания контракта. Важной частью
успешной коммуникации и взаимодействия в этот период роста является знание
о существовании языка -прим и принятие того факта, что истина нам не известна,
нам доступны лишь мнения наблюдателей, поэтому доступная нам истина является
компромиссом между экспертными оценками, каждая из которых такая же верная,
как и любая другая.
При
этом допущении внятно и явно прописанные и соблюдаемые правила взаимодействия
и карьеры, о которых говорилось выше (и индивидуальные правила компании, учитывающие
ее специфику), снимают тревожность: правила известны, результаты поступают,
толерантность и плюрализм имеют место, так что остается только... дать место
креативным решениям, которые, как обычно, требуют изменения игры иили развития
правил.
Пирамида
Маслоу-менеджера выглядит как пирамида Маслоу, то есть линейка потребностей
идет снизу вверх, от раскидистого основания к острой вершине: внизу физиология
и безопасность, над ней потребность быть частью сообщества, затем кусочек необходимости
признания и своего места в сообществе и, наконец, самовыражение маленьким
треугольником на самом верху. Так видит мир человек организации, исполнитель,
наемный менеджер и специалист. Маслоу был прав.
Но
не совсем. Потому что пирамида Маслоу-художника - это пирамида вверх ногами.
Вершина внизу, основание наверху. А линейка потребностей так же идет снизу
вверх: немножко физиологии и безопасности, некая потребность быть частью сообщества,
еще большая необходимость признания и своего места в сообществе и огромная потребность
в самовыражении. Вопрос: как умудряется стоять и не падать пирамида Маслоу-художника?
Ответ: она и падает, если... ее не подпирает пирамида Маслоу-менеджера. А если
подпирает, получается неустойчивое равновесие параллелограмма, составленного
из двух пирамид. Так (путем неустойчивого равновесия) общаются творческие работники
и бизнес-руководители компаний. Если их альянс и взаимопонимание достаточно
сильны, то неустойчивый параллелограмм, оказывается, возможно деформировать:
пирамида Маслоу-бизнесмена разрезается по вертикали и с двух сторон подпирает
пирамиду Маслоу-художника. И тогда бизнесмен чувствует себя разобранным на
две части и средством самовыражения художника. Он сердится и обратно склеивает
свою пирамиду, переходя снова к неустойчивому равновесию. А бывает, что художник
режет свою пирамиду по вертикали и "обкладывает" ее половинками бизнес-пирамид.
Тогда половинки художника сползают, и ему грустно.
У
меня эти две субличности - бизнесмен и художник -живут внутри, поэтому в процессе
примирения их интересов я пришла к нетривиальному решению: квадрат лучше параллелограмма,
но круг лучше квадрата. Я объявила всю конструкцию пластилиновой, что решает
проблему склейки частей (у пластилина хорошая "интеграционная" способность),
разрезала бизнес-пирамиду пополам, "поддержала" ею пирамиду творческой
личности и... начала катать все это дело по столу. Если вернуться от метафоры
к реальной жизни, то тренинги с использованием творческих решений и консультирования
и есть это самое "обкатывание" пирамиды по столу: на материале бизнес-задач,
в игровой форме о серьезном, но в безопасном пространстве, с результатами
и целями, но и с учетом относительности того и другого... и так далее. В
итоге получается шарик идеальной формы, который с равным успехом может и стоять,
и катиться. Из двух "пирамид Маслоу" у меня вышел один "шарик
Петровой". Думаю, Маслоу бы меня одобрил.