В последнее время в России идет очень много разговоров о внедрении корпоративной
культуры, философии фирмы на предприятиях. Причем не только крупных, но и средних,
и мелких. Пока рынок в стране только развивался, руководители об этом не очень
задумывались. Деньги доставались достаточно легко - было бы желание их заработать,
конкуренция практически отсутствовала. Сейчас же в каждом сегменте рынка присутствует
масса компаний, и все они яростно борются за клиентов. Поэтому менеджеры стали
искать способы снижения затрат, увеличения производительности труда. Одним из
них стало развитие корпоративной культуры и философии фирмы. Об этом мы беседуем
с директором компьютерной фирмы "Стелс" Леонидом Цветковым.
- Леонид Евгеньевич, что, на ваш взгляд, первично - корпоративная культура
или философия фирмы?
- Конечно же, философия фирмы. -
А как вы ее определяете для себя?
- Любая философия строится на системе ограничений. Возьмем то же христианство
- не убий, не укради и так далее. Подобную систему ограничений содержит и философия
фирмы. Когда человек приходит к нам устраиваться на работу, то для меня главное
не то, как высоко он способен подняться, а то, как низко он не сможет опуститься.
Это ограничение для меня очень важно. Вообще же философия фирмы и корпоративная
культура очень тесно связаны между собой: первая как бы прародительница второй.
Так что я сразу дам и свое определение корпоративной культуры. Это нормы поведения,
вытекающие из системы ограничений. Вот несколько примеров. В "Стелсе"
одно из ограничений касается курения в помещении фирмы. Оно запрещено. Нельзя
и опаздывать. При нарушении возможен штраф 50-100 рублей. Другой принцип гласит:
нельзя не помогать женщине. Из этого складывается норма корпоративной культуры
- женщинам надо помогать. Если в нашем здании она несет какой-либо тяжелый предмет,
мужчина обязан ей помочь. Если сотрудник этого не делает, то неприятностей ему
не избежать.
- Оштрафуете или сразу уволите?
- Нет, конечно. Даже штрафа не будет. Но кара последует. Какая именно, не скажу.
Другое ограничение: у нас в помещении фирмы нельзя выпивать, в том числе и после
работы.
- И что, все десять лет так никто и не пил?
- Почему же. На первом этапе, конечно, случалось. На праздники собирались,
спиртное употребляли. Но лет пять назад отказались от этого.
- Это как же так? Во многих организациях и днем пьют, и ночью, и ничего,
дело спорится...:
- Этот вопрос в каждой фирме решают по-своему. Мы же поняли, что все, что не
относится к работе, мешает ей. Простой пример. На вечер намечено празднование
дня рождения. Уже с середины дня женщины начинают готовить кушанья, прихорашиваться.
Мужчины же обсуждают, что будут пить, в каком количестве и так далее. Таким
образом, половина дня проведена впустую. Поэтому распитие спиртного в здании
запрещено. Все, кто хочет, могут сходить в кафе.
- А вашим сотрудникам кафе по карману?
- Не знаю.
- И что, с того момента, как введен запрет на распитие спиртного в здании,
его никто не нарушил?
- Нет. Таких случаев не было. Впрочем, может быть, это объясняется не только
дисциплинированностью наших работников. Дело в том, что мы не принимаем на работу
человека, злоупотребляющего спиртным. Распознаем таковых во время собеседования.
- Философия фирмы тесно связана с ее целью.
- Что в вашем понимании цель?
- Это очень сложный и интересный вопрос. У фирмы есть три стороны: владелец,
работники и клиенты. Цель владельца - чтобы работники получали меньше, а работали
больше. У сотрудников цель обратная - меньше работать, больше получать. У покупателя
- дешевле купить. Та фирма, которая может учесть интересы всех сторон, более
успешно развивается. В этом и есть главная цель. Нахождение компромисса между
всеми - очень сложная задача, хотя решаемая. Но добиться того, чтобы пожелания
всех учитывались в равной степени, весьма сложно. Как показывает практика, во
главе угла - чаще интересы владельца.
- Такая картина знакома многим. Судя по вашим ответам вы подо все можете
подвести теоретическую базу. А у вашей семьи есть философия?
- Безусловно. Но это опять же система ограничений. У меня дома, например, нельзя
курить. Семья более идеальное объединение, чем фирма, и цель ее благороднее.
- И какая же цель у семьи?
- Счастье ее членов.
- Складывается такое ощущение, что вы человек очень строгих правил. Я знаю,
что у вас в фирме работают жена и сын. Мне почему-то кажется, что они вас на
работе на "вы" называют.
- Так оно и есть. На "вы" и по имени-отчеству. Естественно, что также
поступают и другие сотрудники. Так уж повелось. Но, конечно, как только рабочий
день заканчивается, домашние снова называют меня на "ты". Несколько
иная ситуация с сослуживцами. После службы 70 процентов со мной на "вы",
а 30 - на "ты". В последнюю группу входят сотрудники, с которыми я
давно работаю и с кем меня связывают общие интересы.
- А еще вы, наверное, человек, склонный педантично выполнять те или иные
установки как законодательно закрепленные государством, так и моральные. А вот
если бы вы нашли на улице 100 долларов, то понесли бы их в милицию или себе
взяли?
- Сначала бы я попробовал найти их владельца и вернуть. А что в этом плохого
? Но вообще говорят, что потерянные кем-то деньги не приносят счастья тому,
кто найдет, так что лучше их не поднимать. Что же касается жесткости, то да
- за последние годы я стал гораздо строже к людям. Мне сейчас, например, гораздо
легче сказать человеку "нет", чем прежде.
- А вы своих подчиненных, стоящих гораздо ниже вас по иерархической лестнице,
принимаете по служебным или личным вопросам?
- Конечно. Но определенные ограничения существуют. Что касается проблем по
работе, то я придерживаюсь такого мнения: люди должны их решать со своим непосредственным
руководителем. Но если работник считает, что проблема требует моего непосредственного
участия, я его приму. Но разговаривать с ним постараюсь в присутствии его начальника.
Принимаю я людей и по личным вопросам. Но человек должен предварительно согласовать
визит со мной лично. Но это не значит, что я стараюсь избежать разговоров. Наоборот,
я считаю, что если сотрудник ко мне приходит, это значит, что он уважает меня
как личность, а не только как руководителя. И это мне лестно. Я стараюсь выслушать
человека, помочь...: Но никто не злоупотребляет такого рода общением.
- За последние годы сотрудники стали чаще обращаться к вам по личным вопросам?
- Гораздо реже. Видите ли, когда предприятие начинает расти, у него появляются
философия, нормы корпоративной культуры, строже регламентируются правила работы
и поведения. Меньше становится степеней свободы...:
- И когда все это появилось в "Стелсе"?
- Не знаю. Но, по крайней мере, пять лет назад у меня появился секретарь...